Аутизм у детей признаки до 2 лет

Коррекция и лечение аутизма у ребенка

Общие признаки детского аутизма включают в себя следующие особенности:

  • ограниченное поведение — когда ребенок слишком сильно фокусируется на каком-либо предмете или видеоматериале, не замечая больше ничего вокруг себя;
  • компульсивное поведение — когда малыш стремится расположить предметы в строго определенном порядке;
  • повторяющиеся (стереотипные) бесцельные движения – раскачивание, вращение головой, бег по кругу, махание руками;
  • ритуалы – совершение повседневных действий в единственном порядке и в строго определенное время (например, ребенок требует одной и той же пищи, надевает одну и ту же одежду/обувь каким-то определенным способом и т. д.);
  • протест против любых перемен в привычном укладе жизни — малыш может начать кричать из-за переложенных в другое место игрушек, передвинутого стула и т. д.;
  • отсутствие эмоционального контакта с другими людьми, включая родителей — дети не хотят сидеть на руках, избегают зрительного контакта, не улыбаются и в целом будто не замечают людей;
  • аутоагрессия (самоповреждение), вспышки гнева, судорожный синдром, расстройство пищевого поведения, бессонница и др.

Характерная симптоматика различается в зависимости от возраста – так, у маленьких детей признаки РАС будут менее выражены и/или выглядеть иначе, чем, например, у детей 10 лет и старше.

В полной мере аутизм может проявиться далеко не сразу после рождения ребенка, а лишь к 1,5–3 годам (атипичный аутизм – после 3 лет). В некоторых случаях у новорожденных и у детей до года могут наблюдаться следующие особенности:

  • ребенок не радуется и не оживляется при виде родителей, не улыбается, видя их или красивые игрушки и т. д. (отсутствие так называемых «комплекса оживления» и «социальной улыбки»);
  • отсутствие зрительного контакта;
  • отсутствие указательного жеста;
  • повышенная или наоборот слишком низкая чувствительность к одному или нескольким видам внешних раздражителей – свет, звук, прикосновения.

Малыш с аутизмом в 7–10 месяцев может не реагировать на свое имя, не изучать предметы руками и не тянуть их в рот. Дети-аутисты, достигшие года, не пытаются подражать окружающим, никак не реагируют на слово «нельзя», не умеют находить спрятанные предметы на видном месте.

При выявлении каких-либо из перечисленных признаков следует немедленно обратиться к специалисту – ведь чем раньше будет начата коррекционная терапия, тем эффективнее малыш адаптируется к дальнейшей жизни.

У детей 2 лет и далее у детей 3 лет спектр аутистических признаков расширяется, дополняясь такими особенностями:

  • другие дети не вызывают никакого интереса у малыша;
  • поведение может резко колебаться от гиперактивности до полной пассивности;
  • отсутствие связной речи;
  • непредсказуемость реакций;
  • появление стереотипных движений;
  • «деревянная» походка, обусловленная чересчур высоким мышечным тонусом, не позволяющим суставам разгибаться до конца, постоянное хождение на цыпочках.

Также в 2–3 года «ребенок дождя» уже проявляет стремление к однообразию и системности (еда определенного цвета, строгий порядок расположения игрушек и т. д.). Кроме того, в этом возрасте аутичные детки могут начать играть исключительно с предметами, не являющимися игрушками (книга, тарелка, лист бумаги и т. д.).

У четырехлеток и у детей 5 лет аутистическая симптоматика «обрастает» новыми проявлениями:

  • появление ритуальных действий;
  • обозначение себя в разговоре не как «я», а как «он», «она», «ты», «мальчик», «девочка» (при наличии речи);
  • в некоторых случаях – нарушение координации движений;
  • самоагрессия либо агрессия, направленная на других людей: ребенок может злиться на маму, пытаться ударить ее, испортить ее вещи. Иногда через подобную агрессию аутист выражает свою привязанность.

Аутичные дети в этот период жизни не понимают необходимости морально-этических норм – для них это слишком абстрактно. Ребенок мыслит скорее прагматично, стремясь удовлетворить собственные потребности – например, привязаться к какой-либо вещи и делать всё ради обладания ею, вплоть до истерик, а получив вещь, уже не отдавать ее никому и никогда.

Контактировать со сверстниками такие дети не хотят, предпочитая одиночество, чужих эмоций не воспринимают, часто относятся к людям как к неодушевленным предметам – например, могут ударить человека, не понимая, что ему больно и т. д. Есть много научных методов как научить ребенка аутиста говорить и воспринимать окружающих — и все они сводятся к тому, что чем ранее выявлены проблемы, тем проще справиться с этим и добиться адекватной социализации в дальнейшем.

Если у вашего ребенка диагностировали аутизм – вполне естественно, что ваш привычный мир с этого момента изменится. Лечение РАС – процесс сложный, длительный и абсолютно невозможный без ежеминутного родительского участия, любви и терпения. Поскольку на сегодняшний день детский аутизм является очень широко распространенной проблемой, на изучение его особенностей и поиск методов коррекции брошены лучшие силы мира, и прогресс в этом отношении не стоит на месте.

Методик работы с аутичными детьми существует очень много, а на первом месте среди них находится поведенческая терапия (Applied Behavior Analysis, АВА – прикладной анализ поведения), результативность которой доказана множеством профильных исследований.

Достаточно популярен и метод биомедицинской коррекции аутизма. Приверженцы этой системы считают РАС следствием сбоев функций ЖКТ и иммунной системы. В качестве терапии в данном случае выступает строгая диета.

Кроме того, в борьбе с деструктивными проявлениями аутизма незаменима помощь психологов, дефектологов, логопедов. Также очень хорошо зарекомендовали себя различные виды терапии с животными (пет-терапия).

Полноценная АВА-терапия, подкрепленная фрагментами различных методик, способна давать поистине бесценные результаты. АВА-специалист создает для малыша сильнейшую мотивацию, что в итоге приводит к снижению проявлений нежелательного поведения и повышению коммуникативных способностей. Конечно, эта форма терапии достаточно сложна, многогранна и требует приложения серьезных усилий со стороны не только специалиста, но и родителей ребенка – а они, при желании, тоже вполне смогут освоить все секреты прикладного анализа поведения, пройдя соответствующее обучение. Главное, что полученный эффект в большинстве случаев полностью оправдывает все затраченные усилия.

Хотя существует масса научных работ и изысканий по данному заболеванию, до сих пор точной причины вызывающей аутизм не установлено. Вот наиболее распространённые из них:

  • Очередность рождения ребенка – по статистике, у первого ребенка вероятность аутизма выше.
  • Вирусная инфекция у матери во время беременности (корь, краснуха, оспа) – такие инфекции нарушают внутриутробное развитие головного мозга ребенка.
  • Сочетание генетических факторов – вероятность рождения ребенка аутиста выше, если данное заболевание уже встречалось среди близких родственников.

Аутизм у детей признаки до 2 лет

Необходимо довериться собственной интуиции и прийти на прием к специалисту, если возникли сомнения по поводу полноценного развития ребенка. Принятие как можно более раннего решения о контакте с профессионалами, выявление существующей проблемы принесет несомненную пользу.

Случается, что у педиатра нет времени на тщательный осмотр ребенка, особенно это касается социальной составляющей детского поведения. Поэтому родители подросших детей жалуются, что советы врача о душевном спокойствии и ожидании не принесли пользы. Сейчас ситуация поменялась, и большинство врачей осознают, что перед ними ребенок-аутист.

Однако если у родителей возникают сомнения, то лучшим выходом является запись на прием к хорошему психиатру. Также существуют специальные фонды/ассоциации, занимающиеся развитием детей с данным психическим расстройством.

Лекарственных средств и препаратов для лечения аутизма не разработано, поэтому основным методом лечения является психотерапия. Параллельно необходимо проводить социальную адаптацию ребенка в обществе. Полностью излечить аутизм не удастся, но существенно облегчить жизнь возможно.

Признаки аутизма у детей до 1 года – видео

Аутизм у детей признаки до 2 лет

Признаки

можно выявить уже на первом году жизни. Однако это касается лишь раннего детского аутизма, который встречается у детей до 3 лет. Что касается остальных расстройств аутистического спектра, то их признаки также можно наблюдать в раннем детском возрасте, но уже ближе к 2 – 3 годам.

Симптомы аутизма у детей до года относятся к критериям ранней диагностики. Как правило, первой эти признаки замечает мама. Особенно быстро родители реагируют, если в семье уже есть один ребенок. В сравнении со здоровым старшим братом/сестрой ребенок-аутист выглядит «странным».

Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):

  • нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
  • феномен тождества – 79 процентов;
  • нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
  • патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
  • патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
  • патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
  • патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.

Этот симптом проявляется в отсутствии фиксации взгляда у ребенка или в активном его избегании. Родители замечают, что при попытке привлечь ребенка и установить с ним зрительный контакт малыш активно этому сопротивляется. Иногда установить зрительный контакт все-таки удается, но при этом ребенок как будто бы смотрит мимо («взгляд сквозь»). Взгляд также может быть неподвижным или застывшим.

Феномен тождестваЭтот симптом появляется тогда, когда родители начинают вводить прикорм в рацион ребенка, то есть после 6 месяцев. Проявляется он в трудностях введения прикорма – в ответ на новую еду, ребенок проявляет агрессию. Сложности появляются не только в питании, но и в смене обстановки места.

Малыш бурно реагирует на новое расположение мебели и своих игрушек, сопротивляется новой одежде. Одновременно появляется некая ритуальность – он ест еду в определенном порядке, его игрушки разложенным по определенной схеме. Дети-аутисты негативно реагируют на новые помещения – больницу, ясли, детский сад.

Особенности детского аутизма

Несмотря на то, что число детей с диагностированным аутизмом увеличивается с каждым годом, причины развития расстройства аутистического спектра (РАС) не выявлены до сих пор. Единственный факт, на котором сходятся современные исследователи, состоит в том, что аутизм провоцирует не какая-либо отдельная причина, а целый комплекс различных факторов.

Возможные причины аутизма у детей, признанные на сегодняшний день, таковы:

  • поздний возраст родителей (или одного родителя – особенно отца);
  • расстройства аутистического спектра в семейном анамнезе;
  • рождение ребенка в многодетной семье (7–8 и более детей) одним из последних. При этом результаты некоторых исследований также подтверждают и высокий риск рождения первенца-аутиста;
  • некоторые заболевания матери в период вынашивания плода: краснуха, ветряная оспа, корь, цитомегаловирус, ожирение и др. Также одним из факторов риска считается агрессивное химическое воздействие на организм мамы во время беременности – особенно препаратами талидомидом и вальпроатом.

Кроме того, к предполагаемым факторам, способным спровоцировать РАС у малыша, относятся и такие, как:

  • наличие детского церебрального паралича (ДЦП);
  • генетические аномалии (особенно среди генов, отвечающих за синаптические связи), синдромы Ангельмана и ломкой Х-хромосомы;
  • нарушения обмена веществ, гормональные сбои;
  • инфекции вирусной или бактериальной природы;
  • отравление антибиотиками или ртутью (в том числе при детской вакцинации);
  • органическое поражение центральной нервной системы в результате энцефалита, неправильного развития некоторых отделов мозга и др.
  • травмы, полученные в процессе родов;
  • черепно-мозговые травмы (ЧМТ);
  • врожденная «хрупкость» эмоций.

Первые признаки аутизма у детей могут проявиться как до достижения ребенком возраста 2 лет (ранний детский аутизм – РДА), так и в период 2–11 лет (детский) либо 11–18 лет (подростковый). Симптоматика состояния различается в зависимости от возраста – это касается не только стабильных признаков, но и изменяющихся в процессе взросления. Признаки аутизма у подростков проявляются сильнее, чем в раннем возрасте, и лечение, как правило, занимает более длительное время.

Сам по себе аутизм считается неизлечимым состоянием, однако чем раньше будет поставлен диагноз и начата профессиональная работа с малышом – тем выше шансы научить его полноценному общению с другими людьми и полноправной жизни в социуме, значительно снизив проявление характерных симптомов.

Корректная диагностика – достаточно сложная задача, поскольку в данном процессе необходимо отличить аутизм от множества других возможных отклонений развития, включая генетические болезни, олигофрению, шизофрению и т. д.

В идеале ранний детский аутизм должен диагностироваться медицинской комиссией, в состав которой, помимо педиатра, входят и другие специалисты – психолог, психиатр, невролог, логопед. Также право войти в комиссию имеют родители и учителя ребенка, располагающие максимумом информации о нем.

В рамках диагностирования задействуются максимально эффективные методы, включающие в себя разнообразные тесты уровней развития и интеллекта, опросники, специальные игры. Может быть использован известный скрининговый тест М-СНАТ, успешно применяющийся более чем в 25 странах для выявления РАД и РАС у детей различных возрастов.

У детей 4 лет и более взрослых хорошо зарекомендовали себя и прочие скрининговые тесты, в группу которых входят:

  • тест на AQ (коэффициент аутизма, по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) – шкала индекса аутистического спектра. Этот тест разработан клиническим психологом С. Бароном-Коганом и состоит из 50 вопросов, ответы на которые могут даваться в одном из четырех предложенных вариантов. Если по результатам теста уровень AQ превышает 32 единицы – можно предположить высокую вероятность наличия аутизма;
  • тесты на когнитивные особенности, оценивающие специфические свойства мышления. При их помощи выявляется уровень возможности реагировать на чужие эмоции и мысли, а также способность к контролю собственного поведения;
  • тесты для выявления сопутствующих расстройств – например, алекситимии – состояния, связанного с трудностями при понимании собственных эмоций и настроения (алекситимия наблюдается у большинства аутистов – до 85%).

В качестве обследований, помогающих уточнить диагноз, врачебной комиссией могут быть рекомендованы:

  • при наличии неврогенетических расстройств – генотипирование и консультация врача-генетика;
  • при расстройствах пищеварения – консультация гастроэнтеролога;
  • ЭЭГ, МРТ или КТ мозга.

Согласно новейшим исследованиям специалистов из Вашингтонского университета, предрасположенность к аутизму с высокой степенью вероятности может быть выявлена в самом раннем возрасте на основании трех параметров: объем головного мозга, толщина его наружного слоя (коры) и площадь коры. У детей с врожденной предрасположенностью к РАС наблюдается слишком быстрый рост мозга.

Об официальном диагнозе «ранний детский аутизм» можно говорить при наличии трех обязательных факторов:

  1. явный дефицит социального взаимодействия;
  2. повторяющееся либо ограниченное поведение, ритуалы;
  3. нарушенная коммуникация с окружающими людьми.

Выраженность симптомов может очень широко варьироваться в каждом отдельном случае, а также изменяться с возрастом. Достаточно часто участковые педиатры игнорируют опасения родителей необычных малышей, успокаивая их тем, что ребенок «перерастет» все эти «милые странности». В результате диагноз РАС выставляется гораздо позже, чем стоило бы.

Аутизм у детей отражается на уровне интеллекта по-разному – от низкого до нормального или даже высокого интеллектуального развития. Некоторое количество аутистов (0,5–10%) обладают великолепными способностями в каких-либо узких областях – музыке, живописи, науках и т. д. Вряд ли кто-то не слышал о таких выдающихся людях с аутизмом, как Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман, Мария Кюри, Билл Гейтс, Вольфганг Амадей Моцарт. Разумеется, не всем «детям дождя» свойственны какие-то «сверхталанты», но во многих случаях к их сильным сторонам можно отнести следующие:

  • выраженная способность к мышлению зрительными образами;
  • обостренное чувство направления;
  • отличная долговременная память;
  • умение детально понимать различные последовательности, правила, теории;
  • гиперлексия – понимание письменного языка в очень раннем возрасте (многие аутисты обучаются читать и/или писать раньше, чем говорить);
  • художественные, математические или музыкальные способности, высокие навыки работы с компьютером, талант к конструированию.

Дети с аутизмом умеют полностью сосредотачивать свое внимание на каком-либо занятии. Одна из главных задач родителей – поиск и правильное развитие полезных навыков и талантов аутичного ребенка, вне зависимости от уровня его интеллекта.

Сегодня специалисты по изучению РАС все чаще склоняются к мнению, что аутизм не является ни психическим заболеванием, ни, тем более, однозначной интеллектуальной недостаточностью. Мозг человека в данном случае перерабатывает информацию не так, как «принято», но назвать какой-то из этих двух способов лучшим или худшим невозможно – они просто разные.

Оценка интеллекта ребенка затрудняется, если он не идет на контакт с незнакомым человеком. При этом особенно непросто оценить интеллектуальные способности маленького аутиста, когда он не обладает сформированной речью. В таких случаях специалисты работают с данными, полученными при наблюдении за ребенком, рассказами его родителей и т. д.

Аутизм у детей признаки до 2 лет

Результаты тестовых (психометрических) оценок интеллекта трактуются с учетом возможных искажений, связанных с затрудненным контактом. Не существует ни одного «теста на интеллект» для аутичных детей, который дал бы достоверные данные после первого же использования. Наиболее корректная оценка возможна лишь при условии длительного наблюдения за подопечным.

Как можно понять, что это аутизм?

Данное расстройство обнаруживается по поведению. Диагноз же ставит консилиум специалистов, состоящий из психиатра, психолога и педагога. Существуют специальные тесты, основанные на скрининге – комплексном обследовании беременных женщин. Благодаря им можно проверить, существует ли необходимость для консультации со специалистом.

На просторах всемирной сети в свободном доступе находится информация обо всех вехах – умениях ребенка определенного возраста, об особенностях его поведения. Отсутствие навыков и является поводом для того, чтобы как можно быстрее проконсультироваться со специалистами.

Следует помнить, что аутизм – это сложное психическое расстройство, которое нельзя диагностировать по сведениям из интернета или по одной врачебной консультации. Информация, почерпнутая в виртуальном пространстве, может лишь указать, на что стоит обратить внимание.

Отсутствие визуального контакта – это аутизм?

Случается так, что ребенок с аутизмом идет по правильному пути развития, но только до определенного возраста. А затем он просто уходит от социальных навыков. У такого поведения может быть и множество иных потенциальных причин. В данной ситуации следует обратиться к специалистам.

Аутизм у детей признаки до 2 лет

Ребенок не обращает внимания на зов – это аутизм?

Если дитя не реагирует на голос родителей, то это вполне может быть признаком аутизма. Однако есть вероятность и наличия других проблем. К примеру, ребенок плохо слышит. Так что для начала необходимо обратиться к специалисту для исследования слуха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о головных болях
Adblock detector