Аутизм у подростка как распознать

Причины аутизма

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

  • инфицирование матери краснухой во время беременности
  • ДЦП
  • туберозный склероз
  • нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
  • хромосомные аномалии

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Исследования основной причины аутизма у детей не привели учёных к единому мнению. Все выдвинутые предположения не находили доказательств и были опровергнуты. Единственное, в чём сходятся мнения большинства психиатров – причина возникновения аутизма у детей связана с наследственностью.

Понятие аутизма у детей и причины его возникновения впервые было озвучено в 1911 году швейцарский учёным Блейлером. Дети с синдромом Каннера (детская шизофрения) считались особенными, так как при детальном обследовании выявлялись разносторонние дефицитные проявления.

В результате многолетних исследований, учёные выдвинули ещё ряд факторов, которые косвенно являются причинами и провоцируют аутизм у ребёнка. К ним относятся:

  • врождённые и приобретённые заболевания головного мозга и ЦНС (энцефалиты, аномалии развития головного мозга);
  • эндокринные нарушения;
  • отравление ртутью;
  • бесконтрольный приём антибиотиков;
  • действие химических реагентов на организм мамы, в период вынашивания плода;
  • наркомания беременной.

Очень редко, когда в семье первый малыш здоров, а второй аутист и наоборот: если первенец аутист, то и второй, и третий скорее всего будет с таким же отклонением. Не все мамы аутичного ребёнка готовы повторно родить кроху с аналогичным заболеванием, ведь чтобы вырастить полноценную личность, способную найти своё место в обществе, требуются годы и ежедневный труд. Детский аутизм – это не простуда, где первые признаки заметны сразу и лечение занимает не больше недели. Это заболевание, в основе лечения которого, в первую очередь, лежит контакт с малышом.

Особенность такого заболевания заключается в том, что распознать признаки аутизма у новорожденных практически невозможно. Только со временем становления личности родители замечают некие особенности, не свойственные другим детям.

Когда проявляется аутизм у детей

Большинство родителей замечают особенности развития малыша на 1-2-м году жизни. Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка следует обращать внимание на позднее развитием речи. Он в течение первого года жизни не выдает звуков, а в 16 месяцев не использует отдельные слова.

Новорожденные

Основные признаки аутизма у детей до 1 года – избегание зрительного контакта, отсутствие интереса к человеческим голосам, лицам, реакции на обращение по имени.

Дети 2-3 лет

К признакам аутизма у детей 2 лет относятся постепенно появляющиеся стереотипные закономерности в поведении. Частые короткие трясущиеся или круговые движения рук, пальцев, особенно в моменты радости, разочаровании.

У детей 3 лет наблюдается отсутствие интереса к игрушкам, способности играть, интереса к окружающим.

Старший возраст

Для детей-аутистов старшего возраста характерно ненормальное поведение, кажущееся странным для окружающих. Они думают, играют, говорят иначе. Это проявляется стереотипностью в игре, еде, общении. Присутствует дефицит творчества, воображения. Нет интереса к окружающим, активному сотрудничеству. Прерывание моментальной деятельности сопровождается взрывной, аффективной реакцией (пинками, укусами).

Отрешенность – еще один признак аутизма у детей (фото, присутствующие в онлайн-изданиях, посвященных теме расстройства, подтверждают это; типичное проявление – «сквозной» взгляд).

Подростки

Картина, демонстрирующая, как проявляется аутизм у подростков в пубертатный период, исходит из буквального понимания вещей, дефицита смысла общения. Они не заинтересованы в окружающих людях. Причина – отсутствие способности читать по выражениям лица, жестам, речи тела. Встречается проявление преувеличенного интереса к конкретному человеку, теме.

В дискуссии их речь может иметь эгоистичный характер с недостатком мысли, чувств, идей. Одни любят обниматься, другим физический контакт неприятен.

Расстройство аутичного спектра характерно рядом общих черт.

Отсутствуют следующие реакции:

  • ответ на свое имя;
  • ответ или реакция на стимулы;
  • указание пальцем на интересные предметы;
  • махание на прощание;
  • подключение к детским играм (напр., в ладошки);
  • подражание;
  • замечание отдаленных предметов;
  • поддержка зрительного контакта.

Следующие признаки – причина для проведения обследования и тестирования:

  • до 12 месяцев не «агукает»;
  • до 12 месяцев не жестикулирует;
  • до 16 месяцев не использует слова;
  • до 24 месяцев не использует предложения;
  • в любом возрасте теряет речевые или социальные навыки.

Примите такого ребенка в семье как факт. Это врожденное расстройство, принятие которого поможет найти способ понять мир маленького человека, приблизится к нему.

Есть 4 вещи, способные помочь:

  • тишина;
  • покой;
  • последовательность;
  • комфорт.

Они часто более эффективны, чем рекомендуемая (и дорогая) терапия. Ребенок может проявлять стереотипное поведение, качаться, сжимать любимую игрушку, повторять слова – это способ создать порядок в хаотическом мире. Если такие действия не причиняют физического вреда, не обращайте внимания, не задавайте вопросов.

аутизм у ребенка

Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальные методы:

  • УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
  • ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
  • Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости

Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).

ЧТО ВИДИТ ВЗРОСЛЫЙ ЭТО НЕ… ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ
  • Неорганизованность
  • Витание в облаках
  • Забывчивость
  • Лень
  • Манипуляция
  • Не желание что-либо делать
  • Непослушание
  • Отлынивание от обязанностей, работы
  • Непонимание чужих ожиданий
  • Попытка отрегулировать сенсорные системы
  • Реакция на новую ситуацию или стресс
  • Повышенная тревожность
  •  Сопротивление переменам
  • Предпочтение однообразию
  • Расстройство в ответ на перемены
  • Повторяющиеся действия
  • Ригидность
  • Упрямство
  • Отказ от сотрудничества
  • Неуверенность в том, как выполнить указания
  • Попытка сохранить порядок и предсказуемость
  • Неспособность посмотреть на ситуацию со стороны
  • Импульсивность
  • Не выполняются инструкции
  • Мешающее поведение
  • Провокации
  • Нежелание слушаться
  • Эгоизм
  • Желание быть в центре внимания
  • Трудности в понимании абстрактных и общих понятий
  • Задержка в обработке информации
  • Избегает определенных звуков или освещения
  • Не смотрит в глаза
  • Трогает посторонние предметы, вращает их
  • Нюхает различные предметы
  • Плохое поведение
  • Нежелание слушаться
  • Телесные, сенсорные сигналы не обрабатываются нормально
  • Сенсорные проблемы
  • Крайняя обонятельная, звуковая, зрительная чувствительность

Ранний детский аутизм может диагностироваться на первом году жизни малыша. Однако на практике нарушение обнаруживается после года, когда в норме малыш должен начать активно взаимодействовать с окружающими, своими сверстниками, однако не проявляет интереса к коммуникациям. Первые отклонения в развитии может заметить сама мама по нехарактерным для грудничков поведенческим особенностям.

Малыши с аутизмом редко или совсем не прижимаются к маме, избегают взаимодействия со взрослыми. Дети никогда не просятся на руки, не протягивают своих ручек родителям, практически не смотрят им в глаза, избегают прямого взгляда – преобладает периферическое зрение. Ребенок лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку. Дети с аутизмом не реагируют на свое имя, обращение к ним, что заставляет предположить у них нарушение слуха.

Чтобы при подозрении на нарушение исключить аутизм, симптомы патологии должны быть известны каждой маме. При этом необходимо помнить, что признаки аутизма могут варьироваться. Специалисты утверждают, что при классическом течении заболевания первые симптомы аутизма у детей проявляются в течение первых 3 лет жизни.

Рассказывая о том, как проявляется аутизм, врачи замечают, что диагностировать его у новорожденного нельзя. Патология не сопровождается физическими нарушениями здоровья ребенка – младенец выглядит абсолютно здоровым, имеет характерные для новорожденных антропометрические параметры. По мере роста и развития грудничка прогрессирует и аутизм у детей, признаки которого у грудных малышей следующие:

  • 1–3 месяца – плач плохо интерпретируется, напоминает крик, гуление отсутствует, двигательное оживление при виде игрушки и взрослых отсутствует;
  • 3–6 месяцев – малыш не использует различные интонации голоса – вокализация при аутизме отсутствует;
  • 8–10 месяцев – малыш не повторяет слоги «ма-ма», «па-па», указательные жесты отсутствуют;
  • 10–12 месяцев – малыш практически не реагирует на обращение, не указывает на предметы, не подражает взрослым.

Разобравшись с тем, как проявляется аутизм у детей до года, отметим, что после этого возраста диагностировать нарушение проще. Заподозрить аутизм можно по наличию следующих признаков:

  1. Отсутствие визуального контакта.
  2. Отсутствие реакции на обращение по имени.
  3. Не обращает внимания окружающих на заинтересовавший его предмет.
  4. Не просит помощи у мамы, не зовет ее.
  5. Проявляет агрессию по отношению к другим детям.
  6. Играет одной игрушкой.
  7. Неадекватно реагирует на звук и свет.
  8. Не допускает к своим занятиям других.

Психологи, рассказывая, как распознать аутизм в скрытой форме у детей старшего возраста, рекомендуют обратить внимание на следующие признаки:

  • отсутствие желания общаться со сверстниками;
  • агрессия по отношению к окружающим;
  • частые депрессии, эпилептические припадки;
  • отставание в бытовых вопросах (редко).

Если аутичный подросток учится в школе, роль такой структурирующей жизнь деятельности часто (но не всегда) выполняет учебная. Причем фронтальное обучение в классе (хотя бы частично, на определенные уроки) представляется более предпочтительным с точки зрения активизации и мобилизации аутичного ученика, чем индивидуальное обучение в школе и тем более – на дому.

Конечно, индивидуальные отношения с педагогом выстраивать намного проще, чем из позиции одного из учеников класса; наиболее же сложным для страдающего аутизмом подростка является, разумеется, выстраивание отношений с другими учениками. В нашей практике есть некоторые примеры удачно сложившихся обстоятельств школьной жизни аутичных учеников вплоть до выпускного класса, чаще в так называемых интегративных школах или классах.

Отличительной особенностью этих примеров является терпение и активность педагога по оказанию необходимой помощи, а самое главное – постоянной эмоциональной поддержки аутичного ученика, акцентирование его сильных сторон (таких как энциклопедические знания в определенной области) перед одноклассниками и перед ним самим, предоставление возможности конструктивного самоутверждения (обычно также через такие «сильные стороны»), помощь в разрешении конфликтов.

Аутизм у подростка как распознать

Учитель, в классе у которого обучается страдающий аутизмом подросток, должен сам быть примером гибкости в решении самых разных профессиональных задач; только в этом случае можно надеяться на развитие гибкости в адаптации и расширение поведенческого репертуара у ученика. Вообще, хочется подчеркнуть ключевую важность фигуры учителя (как классного руководителя, так и предметника) для успешной адаптации и самореализации в школе ученика с аутизмом.

Специфика контакта в психокоррекционной работе со взрослыми аутичными людьми

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Остановимся теперь на особенностях контакта между психологом и аутичным подростком (молодым человеком) в психокоррекции. Известно, что в психологической психотерапии выстраиванию отношений с клиентом придается колоссальное значение; существует даже точка зрения, согласно которой психотерапевт несет ответственность прежде всего именно за правильно структурированные отношения, в частности за достижение «рабочего альянса» с клиентом, а не за результат работы по запросу.

Анализируя оказание психокоррекционной помощи аутичным людям, можно выделить, в частности, следующие важные параметры отношений:

  • оценочность – безоценочность;
  • близость – отдаленность дистанции;
  • открытость – закрытость;
  • эмоциональная привязанность – нейтральность;
  • «пристройка» рядом – сверху.

Позиция специалиста, помогающего аутичному подростку или молодому человеку, на мой взгляд, не может целиком совпадать с позицией психотерапевта в гуманистической традиции: с полной безоценочностью и «пристройкой» рядом. В то же время даже с самыми тяжелыми аутистами недопустима в этом возрасте однозначно директивная позиция учителя, который в основном дает задания и контролирует их выполнение, к чему бывают склонны АВА-терапевты.

Аутизм у подростка как распознать

Скорее, оптимальная позиция в этой работе – нечто среднее между психологическим и педагогическим стилем отношений. С одной стороны, это безусловно должна быть позиция эмоциональной поддержки, со-переживания и понимания, что важно для любого типа психологического воздействия. С другой стороны, в силу типичной для аутистов дезориентированности в социальном мире, нередкой склонности к неадаптивным или навязчиво-провокационным реакциям на социальные стимулы работающий с ними взрослый должен донести до них социально-типическую оценку того или иного поведения или события.

Более того, часто при этом взрослому приходится быть самому образцом социально приемлемого реагирования на, скажем, какую-то конфликтную или неожиданную ситуацию: ведь к подростковым годам и старше у аутичных людей способность к социальному подражанию при определенных условиях уже довольно высока. Через совместное проживание различных социальных ситуаций мы можем достичь большего в формировании эффективного и адаптивного социального поведения аутиста, чем через многократную отработку тех или иных навыков взаимодействия в искусственно созданных условиях.

Другой важный вопрос, касающийся отношений в психокоррекционной работе такого рода – вопрос дистанции и открытости взрослого. Эффективная помощь неизбежно опирается на очень личностные отношения: специалист предоставляет аутичному человеку возможность почувствовать как созвучие, так и уникальность своих и чужих переживаний – а это возможно только если он апеллирует к своему собственному эмоциональному и жизненному опыту.

Степень открытости этого опыта, способы выстраивания границ и сохранения собственной приватности, как мне кажется, должны определяться в первую очередь душевным комфортом специалиста, ведущего эту крайне эмоциогенную работу. Всегда есть возможность при необходимости необидным, тактичным образом выстроить личностные границы, которые позволяли бы продолжать взаимодействие с аутичным человеком комфортно и эффективно.

Страдающие аутизмом подростки и молодые люди, которые нечасто сталкиваются с принимающим и уважительным отношением, порой сильно привязываются эмоционально к работающим с ними специалистам. Психолог обязан пристально отслеживать формирование привязанности к себе и обходиться с нею крайне осторожно и деликатно.

До определенной степени такое отношение может быть «развивающим» для аутичного человека и работать на большую эффективность психокоррекционного процесса; в частности, эмоциональная привязанность к психологу облегчает последнему задачу модулировать поведение аутиста в направлении адаптивности, социальной желательности и т.п.

детский аутизм

В связи с этим можно утверждать, что с молодыми аутичными людьми легче работать специалисту того же пола. По крайней мере, это снимает риск возникновения чересчур аффективного эротизированного отношения ко взрослому. Кроме того, как правило, молодым людям (так же как и в норме) несколько легче строить доверительные отношения со взрослыми своего пола.

Одно из важных направлений психотерапевтической помощи молодым людям, страдающим аутизмом, касается их субъективного переживания собственного отличия от других людей, или, говоря языком медицинской психологии – «внутренней картины болезни». Вопрос о том, насколько аутичные подростки и молодые люди чувствуют свою «особость», необычность, отличие от большинства людей вокруг, исследовался в целом явно недостаточно.

Какие же возможны способы личностной переработки аутичными людьми своих «особых нужд»? Феноменологически можно выделить несколько следующих вариантов. Во-первых, довольно типична своеобразная «анозогнозия», когда человек почти не задумывается на эту тему: для него собственная жизнь с ее очарованиями, страхами, ставшими привычными ограничениями и зависимостью от близких выступает как единственная данность, он мало присматривается и никак не идентифицирует себя с другими подростками.

Во-вторых, я сталкивался со страстно-негативным отношением к своим особенностям, с превращением диагноза в своеобразный самоярлык, в котором находится оправдание всем трудностям, неудачам, страху перед ними. Самообвинения, доходящие до самоагрессии, при этом начинают носить демонстративно-манипулятивный оттенок.

Наконец, возможно довольно успешное и при этом достаточно осознанное освоение социальной роли инвалида, когда человек пользуется льготами и начинает в них разбираться, испытывает интерес к втэковским процедурам, группам нетрудоспособности и т.п. Часто все это происходит в контексте общего тревожного отношения к вопросам здоровья и болезни, неизжитого страха смерти.

При оказании психотерапевтической помощи в этих очень деликатных вопросах необходима большая осторожность. Здесь недопустимо форсирование, нужно следовать вслед за подопечным, его нынешними личностными возможностями и направленностью. Недопустимо индуцировать, усиливать тревогу и эмоциональный дискомфорт аутичного человека из-за собственных трудностей;

Конечно, в психологии известна идея об осознании субъектом своего дефекта как основе компенсации этого дефекта (А.Адлер, Л.С. Выготский); у людей с аутизмом, однако, вряд ли из чувства неполноценности сами по себе вырастут конструктивные усилия по его преодолению.

С другой стороны, недопустимо и замалчивание или избегание этой темы, если она возникает. Необходимо учить аутичного человека относиться к своим трудностям по возможности безоценочно, как к доставшемуся наследству, в котором никто не виноват. Очень важна в этом контексте эмоциональная поддержка молодого человека, поиск опор в позитивных изменениях в самом себе, в окружающих и в мире вокруг, акцентирование тех радостей, которые ему доступны невзирая на все трудности.

То есть, если говорить в общем, главным направлением помощи здесь должно быть продолжение работы по гармонизации осмысленных отношений аутичного человека с миром. Таким образом, психокоррекционная помощь здесь должна вестись и на уровне смысловой сферы личности, вплотную смыкаясь с психотерапией. Такая откровенная работа должна быть, конечно, индивидуальной, поскольку каждый человек очень по-своему воспринимает свои трудности и реагирует на них.

Подытоживая сказанное, нужно отметить, что оказание помощи выросшим людям с последствиями аутистического синдрома (в частности создание развивающей среды для них) является в большинстве случаев очень длительной задачей. Трудно выбрать такой момент, в который мы можем уверенно сказать: все, мы уже сделали все что могли, и в дальнейшем аутичный человек может строить свою жизнь совершенно без поддержки специалистов.

Таким образом, мы сталкиваемся с важной проблемой невыстроенности в России системы помощи взрослым людям с ментальной инвалидностью (например, отсутствия системы специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями) – проблемой уже не столько психологической, сколько социально-экономической.

Аутизм у детей – признаки, симптомы

Как утверждают специалисты, первые признаки аутизма можно обнаружить еще в грудном возрасте. Однако в большинстве случаев нарушение диагностируется в промежутке от 1 года до 3 лет. Заподозрить аутизм у детей, признаки болезни родители могут пот одновременному наличию сразу трех симптомов:

  1. Трудность социального взаимодействия.
  2. Нарушение процесса коммуникации.
  3. Стереотипное, повторяющееся, однотипное поведение ребенка.

Для более точной постановки диагноза нейропсихологи проводят специальное исследование. Для оценки состояния психики ребенка используют критерии международных классификаций психических расстройств:

  • МКБ-10 – Международная классификация болезней;
  • DSM-5 (DiagnosticandStatisticalManualofmentaldisorders) – Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.

Первые признаки аутизма у детей можно заметить еще в грудном возрасте. Внешний вид таких малышей отличается постоянным отсутствием улыбки, мимики, реакции на происходящее вокруг. При виде мамы или близкого человека грудничок не выражает радости, как обычные дети. Малыши не проявляют большой двигательной активности, безразличны к своим сверстникам, не идут на контакт.

Отличной чертой ребенка-аутиста является однотипное поведение. Стереотипии при аутизме преобладают. Такие дети живут в своем мире, постоянно повторяют одни и те же движения. Зачастую это разнообразные раскачивания из стороны в сторону. Стоит отметить, что стереотипии проявляются как в поведении малыша, так и в речи. Однообразные повороты головы, сгибание пальцев, подергивание плеч сразу бросаются в глаза и наводят на мысль о патологии.

Диагностируя аутизм у детей, признаки нарушения, врачи обращают внимание на ограниченные интересы, особенности игры. Порядка 20 % больных аутизмом ребят полностью игнорирует игрушки, любые виды игровой деятельности. Если малыш проявляет интерес, то чаще это одна игрушка. Игры его однообразны и однотипны. Из-за нарушения коммуникации дети играют самостоятельно всегда, не желая принимать в игру даже родителей или хорошо знакомых людей.

Получаемая повседневная сенсорная информация воспринимается ребенком неправильно, вызывая у малыша постоянный стресс. Атипичный аутизм всегда сопровождается подобным нарушением. Малыши имеют недостаточную или избыточную чувствительность. Происходящее вокруг они воспринимают без должного участия, словно это их не касается.

Характерной чертой аутизма является противоречивость и неоднозначность проявлений. Аутист может быть как одаренным, так и умственно отсталым, обладать исключительными способностями или не уметь выполнять простейших арифметических действий. Ситуация, при которой ребенок-аутист имеет выраженные умственные способности, называется савантизмом. Большинство из родителей, имеющих такого ребенка, что такое савантизм, представляют с трудом. Термин происходит от французского «savanta» – ученый.

Ребята с синдромом Саванта имеют выраженное умственное расстройство, которое сопровождается нарушением восприятия окружающего мира. Развивающееся под влиянием определенных преобразований отклонение в развитии компенсируется организмом появлением уникальной способности иметь так называемый «остров гениальности». Согласно наблюдениям специалистов, зафиксированы случаи, когда при савантизме дети дословно воспроизводили до 4 страниц впервые услышанного текста.

Рассказывая про аутизм у детей, перечисляя признаки, отдельно необходимо рассказать об особенностях речевого развития. Речь таких малышей отличается механичностью, незавершенностью. Ребята часто по несколько раз повторяют одинаковые фразы, используя их не к месту. Врачи описывают это явление как эхолалирование – отсроченное, частое повторение услышанной ранее фразы, не имеющей связи с текущей ситуацией.

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.

  • Нарушение социального поведения
  • Нарушение коммуникации
  • Стереотипное поведение
  • Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)

Аутизм у подростка

Свои эмоции и переживания подросток часто переносит на бумагу, выражая свои переживания в рисунках.

К 14 годам ребёнок определяется со своим творческим потенциалом и посвящает любимому занятию свободную минуту времени. Благодаря усидчивости и упорству из аутистов вырастают талантливые музыканты и художники.

Период полового созревания протекает очень сложно. Из-за гормональных перестроек и трудностей в общении с противоположным полом, подросток становится агрессивным и замыкается в себе.

Подростки

Нарушение коммуникации

И все же чаще всего, как показывает наш опыт, роль такого «принимающего» сообщества для подрастающего аутичного человека выполняет какая-нибудь организация, специализирующаяся на помощи людям с инвалидностью. В них создается наиболее толерантная и в то же время в меру требовательная среда, а отношения строятся на принятии и безусловном уважении ко всем, независимо от реальных возможностей каждого отдельного члена сообщества (в частности, в Институте коррекционной педагогики имеется и подробно описан многолетний опыт групповой работы с подростками и взрослыми аутичными людьми – Клуб).

Именно в такой среде, сочетающей определенные правила и нормы общения, постоянно создаваемые новые адаптационные задачи с атмосферой взаимопомощи и интереса к каждому отдельному человеку, у подростка с аутизмом могут возрастать гибкость в адаптации, глубина понимания мира, закрепляться представления о приемлемом и неприемлемом в социальных отношениях, формироваться столь важные в этом возрасте внесемейные привязанности и т.д.

Лучше, если подобное сообщество является интегративным, то есть включает в себя членов с особенностями развития и здоровых. В этом случае оно предоставляет больше образцов поведения для аутичного подростка или юноши, больше возможностей для идентификации себя с другими и т.д.

Хочется еще раз подчеркнуть, что включенность в подобное сообщество имеет большой развивающий эффект и просто обогащает жизнь для всех страдающих аутизмом людей, даже с самыми глубокими формами инвалидности. Это представляется особенно важным в связи с неоднократно упоминавшейся в наших работах тенденцией к снижению активности и нарастанию пассивности у аутичных подростков.

С другой стороны, необходимо отметить принципиальную недостаточность включения страдающих аутизмом молодых людей, закончивших школьное обучение, исключительно в групповую досуговую деятельность. Для полноценной самореализации и социализации, конечно, необходима и организация трудовой деятельности молодого человека.

В «Пособии по выживанию для людей с синдромом Аспергера» молодой человек из Англии, cам страдающий этой формой аутизма, Марк Сегар (Mark Segar), приводит список «желательных» и «нежелательных» областей деятельности для высокоинтеллектуальных людей с аутизмом. К первым он относит программирование и обслуживание компьютеров, исследовательскую деятельность, в том числе в медицине, архитектуру и дизайн. Ко вторым – работу продавца или менеджера, учителя и доктора, пилота и полицейского офицера.

По нашему опыту, слабым местом аутичных людей в трудовой деятельности является проявление инициативы, самостоятельная постановка задач и разработка путей их решения, быстрота реагирования; для них также характерны плохая переносимость шумов, большого скопления людей, в целом низкая стрессоустойчивость;

С другой стороны, работа в принимающем коллективе, связанная с реализацией известного алгоритма, эстетической деятельностью, несложными ремесленными навыками, может быть для них достаточно успешной трудовой нишей. Нам известны примеры хорошей адаптации и значительных успехов в обучении трудовым навыкам аутичных молодых людей в специально организованных мастерских для инвалидов: керамической, полиграфической, свечной.

Успешной адаптации аутичного человека на рабочем месте, точно так же как на другом возрастном этапе – адаптации в классе, может способствовать индивидуальный тьютор, который способен одновременно обучать его необходимым навыкам и прийти ему на помощь в случае затруднений, каких-то острых, нестандартных ситуаций и т.п.

К сожалению, о такой организации рабочих мест для людей с ограниченными возможностями в нашей стране пока приходится только мечтать, и в настоящее время возможность осуществления трудовой деятельности каждым конкретным молодым человеком с аутизмом в большой степени зависит от активности членов семьи, от элементарного везения, от множества других обстоятельств.

Как общаться с ребенком аутистом – рекомендации родителям

Детский аутизм, симптомом которого является отставание в умственном развитии, как уже было сказано проявляется от 3 до 7 лет. Это время, когда здоровый ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, впитывает всё, как губка. К сожалению, про аутистов такого не скажешь. Из-за дефицитных состояний в головном мозге болезнь может сочетаться с микроцефалией или эпилепсией. В этом случае ситуация очень сложная. Аутичный ребёнок страдает умственной отсталостью и недостатком интеллектуального развития.

При проявлении заболевания в лёгкой форме и правильно подобранной терапии уровень интеллекта достигает нормального.

Среди аутистов очень много одарённых детей. Избирательный интеллект – главная особенность аутичных деток. Для особых детей характерен савантизм. То есть, ребёнок может с лёгкостью воплотить на бумаге, увиденную однажды картину или сыграть мелодию, не зная нот. Это является отличительной особенностью детей, со столь серьёзным генетическим заболеванием.

Время, когда детей-аутистов и их родителей обвиняли в тяжелом расстройстве психики, – это мрачный период в истории психологии и психиатрии. Сегодня причины возникновения и симптомы аутизма у детей рассматриваются с другой точки зрения.

В 1980-1990-х годах существовали 2 мощные теории, пытающиеся объяснить причины возникновения аутизма у детей.

Согласно первой теории детский аутизм – результат расстройства мозга.

Вторая теория, объясняющая причины аутизма, основана на эмоциональном факторе происхождения нарушения. Согласно ей, основное проявление – неспособность общаться с другими людьми.

На рубеже веков внимание ученых сосредоточилось на нейробиологической модели. Эта теория гласит, что ранний детский аутизм (РДА) обусловлен нарушением развития мозга у плода после закрытия нервной трубки.

Ни одна теория не была доказана, причины аутизма достоверно неизвестны и сейчас.

Когда обращаться к врачу

Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка. Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:

  • ребенок не идет на контакт с окружением;
  • замкнут;
  • не реагирует на просьбы.

причины аутизма у детей

Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.

Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.

На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:

  1. Идёт ли ребёнок на контакт.
  2. Подаёт ли предметы или бросает их.
  3. Заинтересован ли малыш в разговоре с врачом.
  4. Какова речь и интонация ребёнка (разорвана, повторяется, монотонна).
  5. Смотрит ли в глаза.

После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.

Лечение

Лечится ли аутизм и если излечим, то как? Дети с аутизмом подлежать наблюдению у многих специалистов. Важно понимать, что вылечить детский аутизм, возникающий на фоне нарушения функции головного мозга нельзя. Есть только начинают появляться симптомы и лечение запаздывает, вырастить из ребёнка полноценную личность становится в разы сложнее.

Лечение детского аутизма сводится к формированию навыков и корректирующим занятиям, помогающим ребёнку найти место в обществе и не чувствовать себя белой вороной в социуме.

При отсутствии речевых навыков, развивают хотя бы её зачатки. Цель корректирующих занятий – лечение аутизма у детей, путём устранения агрессии, навязчивых страхов и фобий.

Доктор учит аутиста подражать, имитировать звуки животных. Немаловажную роль в корректирующих мероприятиях занимает игра. Специалист приучает малыша играть в команде, развивает навыки, учит ребёнка обращаться с игрушками и, конечно же, практикует ролевые игры.

Эмоциональный контакт аутист осваивает в поведенческой терапии. В основе терапевтического метода лежит тщательное наблюдение за малышом в повседневной жизни. Важно не упускать ни одного момента. Врачи обращают внимание на то, как он ведёт себя, как реагирует на окружающих, идёт ли на контакт. Какие аспекты вызывают агрессию, а какие страх – всё это часть терапевтических процедур, помогающих реабилитироваться крохе в чужом для него мире.

После того, как нрав и особенности аутиста изучены, врач начинает работать над стимулами. Все положительные действия больного должны поощряться. Это помогает не только поднять в крохе самооценку, но и легче идти на контакт. Постепенно аутист отстраняется от привычных истерик и агрессии по отношению к себе.

Занятия с логопедом

аутизм у детей

Заниматься с логопедом должны абсолютно все аутисты, не важно есть речевые нарушения или нет. Детский аутизм – причина нарушения работы головного мозга, поэтому неизвестно что может произойти завтра: малыш сможет перестать разговаривать или ограничиваться скудным словарным запасом. Кроме того, логопед поможет аутисту выработать правильную интонацию, поставит речь и произношение звуков, что пригодится в процессе обучения.

Данное проявление аутизма у ребёнка является одним из главных факторов, на который следует обратить внимание. У аутиста нет мотивации к действиям, ему абсолютно безразлично, что его одежда испачкана, а руки не вымыты. Пока ему не скажешь иди поиграй, он будет сидеть, ничем не занимаясь. Для особенных деток используют карточки, на которых в картинках указан порядок действий и его распорядок дня.

Медикаменты, в лечении аутизма применяются в крайних случаях. Хорошо если аутист требователен, плачет и устраивает истерики, а бывает так, что малыш запирается в комнате и часами рвёт бумажки, не выходя на контакт. В этом случае, психиатр может назначить психотропные препараты и антидепрессанты.

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  • Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  • Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  • Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
  • Формирование навыков, необходимых для обучения – если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • Устранение неконструктивных форм поведения:
    агрессии и самоагрессии
    ухода в себя и зацикленности
    страхов и навязчивостей
  • Обучение подражанию и наблюдению
  • Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • Обучение эмоциональному контакту

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.

В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.

Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.

К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.

Аутизм – что это за болезнь?

Аутизм, синдром Каннера – патология психического развития, сопровождающаяся расстройством моторики, речи, умственного развития. Это приводит к нарушению социального взаимодействия, что оказывает влияние на раннее развитие ребенка и жизнь человека в дальнейшем. Аутизм не сопровождается изменениями в работе внутренних органов и систем, поэтому опередить его с помощью лабораторных и аппаратных исследований невозможно. Диагноз специалисты выставляют на основании данных, полученных при наблюдении за ребенком, процессом его общения с окружающими.

Данное психическое состояние сопровождается выраженным нарушением социализации. Дети с аутизмом не хотят заводить друзей, трудно идут на контакт, отдавая предпочтение одиночеству. Зачастую при общении вместо слов они используют жесты, практически никогда не отвечают не улыбку родных и близких. Согласно статистике, аутизмом преимущественно болеют мальчики – нарушение у них фиксируют в 4 раза чаще.

Причины аутизма

По какой конкретно причине возникает аутизм у детей – ученые не смогли установить даже после многочисленных исследований. При этом специалисты сделали вывод, что аутизм провоцируется одновременно комплексом факторов, а не единственной причиной. Среди возможных стимулирующих агентов, дающих предпосылки для развития аутизма, психиатры называют следующие причины аутизма у детей:

  1. Модификации генного аппарата.
  2. Органические поражения ЦНС (аномалии головного мозга, энцефалит).
  3. Нарушение процесса обмена веществ, гормональный сбой.
  4. Воздействие на организм вирусных и инфекционных агентов.
  5. Отравление ртутью.
  6. Длительный прием антибактериальных средств.
  7. Воздействие на материнский организм во время беременности химических факторов.

Формы аутизма

В большинстве случаев врачи диагностируют детский аутизм. Признаки нарушения могут фиксироваться в раннем возрасте. Особо внимательные родители нередко предполагают отклонения у малышей еще в грудном возрасте. В зависимости от того, как проявляется аутизм у ребенка, степени отклонения выделяют следующие виды:

  1. Синдром Каннера (синдром раннего детского аутизма). Для данной формы характерно 3 основных расстройства, которые сильно нарушают нормальную жизнедеятельность: проблемы с социализацией, снижение коммуникативной способности, стереотипное, однообразное поведение.
  2. Синдром Аспергера – по клиническим проявлениям схож с описанным выше, однако в данном случае дети обладают хорошо развитой логикой. Заинтересовавшись чем-либо, ребенок будет упорно добиваться своего. Сконцентрироваться на неинтересных задачах такой аутист не может. Дети хорошо владеют речью, однако не имеют коммуникативных навыков.
  3. Синдром Ретта – самая тяжелая из существующих форм аутизма. Развивается постепенно. Сперва дети интересуются окружающим миром, а затем внезапно теряют интерес, вместе с ним и речевые навыки. Со временем аутист теряет способность к мышлению, нарушается его память. Некоторые дети забывают, как ходить, и начинают ползать на четвереньках. Данный синдром аутизма практически не поддается коррекции.

Очень часто в детском возрасте выставляют неправильный диагноз из-за схожести симптоматики. Например, нередко, за детский аутизм принимают:

  • гиперактивность;
  • тугоухость;
  • шизофрению.

При данных проявлениях болезни симптомы напоминают аутизм, отсутствие в нашей стране рациональных методов диагностики заболевания, приводят к тому, что ребёнка начинают лечить совершенно от другой болезни, при этом аутизм прогрессирует и коррекция становится всё сложнее.

Что же делать тогда? Мама, подозревающая что-то неладное с крохой должна выдать полную информацию о чаде доктору. Говорить нужно не только о том, что настораживает близких в поведении малыша, но и как он ведёт себя в обществе. Возможно то, что родители считают нормой, является важным показателем аутизма.

Что делать если родился ребёнок с отклонением

Лечение аутизма у детей направлено на нормализацию поведенческих реакций и формирование коммуникативных навыков. При этом могут использоваться западные методики: «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (FloorTime), ТЕАССН.

Если в детстве был поставлен диагноз аутизм, в первую очередь не стоит впадать в панику. Родные должны понять, что не все люди одинаковы. Даже к здоровому малышу нужно найти индивидуальный подход. Не бойтесь выводить в свет аутиста и, тем более, косых взглядов людей. Грамотный человек, никогда не обратит внимание на пороки больного, а глупый наверняка имеет их сам.

Расстройства аутического спектра

В соответствии с симптомами РАС делят на несколько типов:

  1. Детский. Проблемы с пониманием услышанного, увиденного, испытанного. Трудности в общении, воображении. Речь идет о врожденном нарушении мозговых функций, ассоциирующихся с расстройством психического развития.
  2. Атипичный. Признаки могут частично соответствовать критериям детского аутизма, сочетаться с проявлениями других форм РАС.
  3. Синдром Аспергера. Характеризуется проблемами в общении, воображении, социальном поведении. Интеллект бывает выше среднего. Речь полностью развита, пассивный словарный запас богат.
  4. Другое дезинтегративное расстройство (синдром Геллера). Расстройство типично нормальным развитием, длящимся около 2 лет. Затем происходит постепенная потеря обретенных навыков, способностей.
  5. Другое первазивное расстройство. Нарушены все области, но нарушение не соответствует другим диагнозам.
  6. Синдром Ретта. Встречается у девочек. Сопровождается тяжелыми психическими отклонениями.

Континуум расстройств аутистического спектра

Как ставится диагноз

Диагностический процесс основан на психологических, психиатрических обследованиях, выявлении симптомов аутизма у детей. Диагноз устанавливается на основе поведенческих проявлений, независимо от возможной причины.

На следующей стадии диагностики определяется наличие связи психических признаков у ребенка-аутиста с соматическим заболеванием, генетической аномалией.

Оценивается уровень не специфического поражения ЦНС.

Современная диагностика РАС носит междисциплинарный характер. Комплексное обследование позволяет оценить расстройство с разных точек зрения.

Проблемы в жизни: общество, социализация, обучение, образование

Дети с РАС часто неспособны соответствующим образом налаживать контакты с одноклассниками, присоединиться к совместной игре. Проблемы вызывают также трудности в установлении зрительного контакта (они избегают его, не используют с целью коммуникации; некоторые, пытаясь «сделать все правильно», используют неестественно интенсивный зрительный контакт).

При пассивной форме РАС отсутствуют попытки установить дружеские отношения в классе (часто после предыдущего негативного опыта). Противоположность – чрезмерная активность. Вместо приветствия ребенок может забрать игрушку, ударить. Он просто не знает, как нужно делать.

Дети с PAS играют роль «классных клоунов», выполняют задания одноклассников. Хороший способ показать модель поведения детям-аутистам – видео, представляющее общение, игры других сверстников.

Специфика контакта в психокоррекционной работе со взрослыми аутичными людьми

Многие аутисты испытывают трудности в области исполнительных функций, не могут организовать деятельность, не имеют представления о времени, беспокоятся при изменениях. Помогает обучение организации вещей, определенного порядка.

Действенный метод коррекции аутизма у детей – визуализация. Типичная проблема РАС – нарушение кратковременной памяти, речевого понимания. Визуализированная информация помогает понять предъявляемые требования, сориентироваться в хаотической среде. Визуализация применима в распространенных социальных ситуациях, на работе, в области самообслуживания.

Для детей-аутистов картинки визуализации (самые популярные — карточки Пекс) – это стандартный терапевтический подход. Кроме облегчения симптомов у ребенка-аутиста, изображения конкретных предметов, действий способствуют большему спокойствию в повседневной жизни. Этот метод иногда используется на протяжении всей жизни человека.

В подростковом возрасте (и тем более в дальнейшие возрастные периоды) возрастают требования социума к адекватному поведению аутичных людей. Сюда относятся в первую очередь такие жизненно важные навыки, как опрятность в одежде и слежение за своим внешним видом, способность вступить в краткое социальное взаимодействие и прекратить его, учет в своем поведении окружения, освоение социотипического поведения, в частности выполнение различных повседневных социальных ролей (покупателя, пассажира общественного транспорта, телефонного просителя и т.п.).

Все более и более важное значение придается эмоциональному самоконтролю, способности справиться с фрустрацией или адекватно выразить недовольство; срывы и «истерики» воспринимаются как однозначно неприемлемые проявления. Все это необходимо учитывать при планировании задач психологической и педагогической помощи рассматриваемой группе.

Мы можем обозначить следующие направления психокоррекционной работы с подростками и молодыми людьми, страдающими аутизмом:

  1. Обучение необходимым бытовым, социальным и коммуникативным навыкам, в частности ролевым и социотипическим формам поведения в различных ситуациях.
  2. Помощь в дальнейшем осмыслении окружающего мира и социальных отношений, в усложнении картины мира. Эта важнейшая психологическая задача, как показывает опыт практической работы, по большому счету не имеет финала и является практически пожизненной.
  3. Помощь в самовыражении, в том числе для лиц с резко ограниченными речевыми возможностями – в частности, с опорой на методики альтернативной коммуникации.
  4. Психотерапевтическая помощь в более узком понимании этого термина: работа на самопринятие, помощь в познании себя, эмоциональная поддержка и т.д.

Остановимся теперь подробнее на каждом из этих направлений.

Человека, страдающего аутизмом, зачастую приходится специально обучать самым разным умениям и знаниям, которые в норме не являются предметом специального обучения, а усваиваются детьми и подростками самостоятельно, без участия взрослых – благодаря способности к подражанию, интересу к окружающим людям, активному стремлению осваивать новое.

В нашем же случае, когда эти важнейшие адаптивные психологические механизмы нарушены, необходимо уделять специальное внимание, и зачастую весьма пристальное, формированию, казалось бы, простейших коммуникативных и бытовых навыков. Как правило, основная тяжесть этой работы падает на плечи близких: в традиционных учебных заведениях, по нашим наблюдениям, относятся к этим вопросам недостаточно внимательно.

Работа над развитием социально-бытовых навыков должна вестись в тесном контакте с семьей: во-первых, в связи с необходимостью учета специалистами пожеланий и нужд близких аутичного человека, а во-вторых, из-за известной проблемы переноса навыков. Кроме того, при формировании новых умений адекватного поведения в различных ситуациях необходимо стараться избегать механистичности, жесткой заученности тех или иных форм поведения. Помочь в этом могут акценты на формировании правильных привычек и на освоении социальных ролей.

Значимость выработки «хороших привычек» в специальной педагогике подчеркивала С.Я Рубинштейн (1970). Известно такое рабочее определение привычки: это освоенный навык плюс потребность применять этот навык в определенных ситуациях. Мне представляется, что понятие «выработка привычки» именно в силу присущего ей мотивационно-потребностного компонента более приемлемо для описания успешного обучения аутичного человека различным бытовым или социальным умениям, чем «формирование навыков».

атипичный аутизм

Так, стоит обратить внимание не только на умение следить за своим видом, но и на формирование привычки по прибытии в новое место, скажем, посмотреть на себя в зеркало, поправить одежду, причесаться и т.д. То же самое касается и коммуникативной сферы: выработки привычек благодарить, извиняться, соблюдать очередность в разговоре, представляться при знакомстве с новым человеком и т.п.

Принятие новых моделей поведения должно опираться и на освоение социальных ролей. К ним можно отнести, например, роль пассажира общественного транспорта, покупателя, просто прохожего на улице и т.п. Чтобы помочь аутичному человеку освоить ту или иную роль, необходимо раскрыть смысл социальных норм, принятых в той или иной ситуации, и помочь ему почувствовать радость от вписывания в стереотипы социальных ролей.

Что необходимо для улучшения социальной адаптации молодых людей с последствиями аутизма

Следующие истории призваны помочь понять мир аутиста.

У меня всегда были другие интересы, чем у моих сверстников, я сторонился коллектива. Мне не нравилась популярная музыка; она оказывала на меня негативное эмоциональное влияние. Я хочу держать эмоции при себе, ненавижу, когда что-то прерывает мою деятельность. Дети всегда стремятся найти объект издевательств, меня провоцировали. Я часто не сдерживался. Сегодня я знаю, что безопаснее контролировать свои чувства.

Марк, 14 лет

Я воспринимаю людей по тону голоса, но ничего не могу прочитать с их лиц (и не пытаюсь), не смотрю им в глаза. Но в будущем хочу иметь жену, детей. Я могу многое сделать, но мне нужно точно знать, что и когда. Я не могу организовать все сам, мне требуется наставление. Но проблема в том, что я не могу налаживать контакты….

Петр, 15 лет

А как живут и чувствуют себя сами люди с РАС? Чем их жизнь отличается от жизни здоровых людей?

Для меня проблематичны некоторые социальные ситуации. Я даже посещала курсы, обучающие, как вести себя с людьми, понять их. Я борюсь между нормой и ненормальностью, поэтому решила, что не буду меняться. Я такая, какая есть. Я никогда не лгу. И я счастлива.

Анна, 16 лет

Я планирую, распределяю повседневную деятельность потому, что иначе оказалась бы в водовороте хаоса. Когда в ВУЗе говорят (я учусь на педагогическом факультете), что надо закончить работу к концу месяца, я нахожусь в замешательстве. Я не знаю, нужно делать все сегодня, завтра, в конце месяца. Время – это очень абстрактное понятие для меня, оно создает путаницу.

Елена, 18 лет

Мифы и факты

Многим людям с РАС осложняют жизнь предрассудки, мифы, касающиеся расстройства.

Большинство людей с РАС хотят дружить, но не знают, как построить дружеские отношения, поддержать их.

Несмотря на большие сложности в воспитании, благодаря знанию особенностей РАС, можно добиться значительного прогресса.

Многие аутисты говорят, что использованию зрительного контакта можно научиться. Но для них это неестественно.

Речь идет о расстройстве с генетической причиной. Вины родителей в его развитии нет.

Сегодня количество людей с разными формами РАС составляет около 1%, что намного больше, чем в конце 1990-х лет прошлого века. 25% выявления случаев расстройства – это достижение современной диагностики. Важно также повышение осведомленности родителей, специалистов (в т.ч. из-за расширения Интернета). Но в общем случае такое увеличение заболеваемости не имеет объяснения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о головных болях
Adblock detector