Как восстановить речь после инсульта

Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?

Время на протяжении, которого пациент «приходит в себя» после инсульта зависит от своевременности оказания медицинской помощи, локализации кровоизлияния, типа патологии и общего состояния здоровья определенного человека. Чем значительнее данные показатели, тем сложнее определить, восстанавливаются ли речевые функции после перенесенного кризиса.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

Инсульт

При ишемическом кризисе человек восстанавливается быстрее, чем при геморрагическом

Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.

Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Причины

— Основная — гипертоническая болезнь, высокое давление, атеросклеротические бляшки (атеросклероз), заболевания сердца и эмоциональное и физическое перенапряжение. Мир так ускорился, что время сузилось, и мы ведем такой активный образ жизни, что мы не успеваем, не успеваем. Мы хотим работать с утра, мы хотим еще успеть днем.

И вот директора заводов, главные инженеры предприятий и так далее, у которых интенсивная мощная интеллектуальная работа, — приходят, например, в пятницу или в субботу в баню. Выехали за город, решили не только попариться и выпить чайку, что логично, хорошо бы еще холодного пивка пропустить. Извините, я говорю, как это бывает в жизни.

И что происходит? С одной стороны, сосуды расширяются, с другой стороны, сосуды сужаются. Самое главное, что это происходит вечером. Человек попарился, у него легкое головокружение, покалывание в пальцах. Но в общем, ничего, подожди, я сейчас лягу, полежу, у меня все пройдет. Он не просто ложиться, он ложится спать на ночь, засыпает.

— Черепно-мозговые травмы, опухоль головного мозга и нарушение мозгового кровообращения. И, собственно, мы с этого начали, —  инсульт.

Выделяют несколько форм афазии. Динамическая афазия — поражения речи: невозможность построения внутреннего программирования. Семантическая афазия — невозможность понимания сложных логико-грамматических конструкций. Мы их сейчас подробно разберем. Амнестический компонент — нарушение запоминания, трудности с называнием предметов.

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Восстановление после инсульта

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Цель данной терапии – восстановить, обновить травмированные инсультом сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми нервными клетками.

Современная методика восстановления функций, речи после инсульта включает следующую схему действий:

  • из биологического материала человека, извлекают стволовые ткани;
  • полученные клетки доводят до нужной величины;
  • вводят внутривенно раз в 2 месяца.

Подобная терапия позволяет восстановить поврежденные ткани «серого вещества» и его функции, укрепить иммунитет, улучшить общее самочувствие человека, повысить жизненный потенциал.

Стволовые клетки

Лечение инсульта стволовыми клетками

Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «чудодейственные средства» — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.

Как восстановить речь после инсульта

Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.

«Белый» и «красный» инсульт

— Сама сосудисто-мозговая катастрофа развивается достаточно быстро. Буквально за несколько секунд. Я ниже перечислю признаки, которые сопровождают инсульт. Их должны знать все. Если возникает хотя бы один из этих признаков, то больного нужно срочно госпитализировать или хотя бы вызвать скорую. Я знаю, что в Москве очень хорошо организована помощь таким больным. Одна из таких мощных организаций — 31-я больница, куда транспортируют больных с инсультом и достаточно быстро блокируют это состояние.

Микроинсультов, на самом деле, больше, но мы будем говорить про два — ишемический инсульт, его называют «белый», и геморрагический, «красный». Когда происходит ишемия, то есть, по сути дела, закупорка кровеносного сосуда, он блокирует работу всего кровеносного дерева, лишая кровоснабжения другие участки коры головного мозга. И происходит, по сути, инфаркт. То есть, гибель клеток.

Как оценить степень тяжести нарушений

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как восстановить речь после инсульта

— Шкала для определения функционирования состояния больных, перенесших инсульт. Нет симптомов — ноль баллов. Нет значительных двигательных нарушений, способность выполнять все обычные обязанности, способность участвовать в повседневной деятельности — 1. Тяжелая степень двигательных расстройств: больной прикован к постели, потребность в постоянной помощи, в сиделке — 5 баллов по пятибалльной шкале.

Схема нейропсихологического обследования

Оцениваются все виды устной, письменной речи, все когнитивные функции. Отдельно по дисфагии — скрининговое исследование: насколько больной может глотать. Это очень важный навык для больного с инсультом. Если он заглатывает не туда, начинается пневмония, что приводит к новому инсульту.

Риск развития инсульта возрастает прямо пропорционально возрасту человека. Но также могут оказывать негативное влияние хронические заболевания и генетическая предрасположенность к сердечно-сосудистым патологиям. Сроки, в течение которых взрослые люди могут восстанавливаться после приступа, индивидуальны. Но прямое влияние оказывает скорость обращения в клинику за медицинской помощью. Также играет роль наличие или отсутствие парализации стороны тела.

Наиболее опасным является инсульт с кровоизлиянием, при котором образуется гематома, то есть геморрагический. По мере ее распространения сдавливаются окружающие ткани, что отражается на функциях головного мозга. В результате происходит патологическое нарушение речи, парезы, нарушение дыхания и работы сердца. При ишемическом типе не происходит разрыва сосуда, только его закупорка. Прогноз для жизни человека в таком случае более благоприятный.

Виды инсульта по характеру повреждения сосудов:

  1. Субарахноидальный тип – чаще возникает на фоне черепно-мозговой травмы, разрыва аневризмы. Область кровоизлияния локализуется между мягкой и паутинной оболочками мозга.
  2. Геморрагический инсульт заканчивается летальным исходом в 33% случаев.  Является следствием разрыва сосуда и кровоизлияния в мозг. Гематома образуется в желудочках, полушариях мозга или под его оболочками. Высокая степень инвалидности, состояние человека быстро ухудшается, возможно мгновенное развитие комы.
  3. Ишемический инсульт развивается на фоне сужения или закупорки сосуда. Причиной может являться также атеросклероз, хроническое нервное перенапряжение. Встречается наиболее часто. Степень смертности достигает 15%. При своевременном обращении за медицинской помощью и госпитализации в больницу прогноз на восстановление положительный. Инсульт может развиваться несколько дней.

Также выделяют «микроинсульт», его спинальную форму, отличающиеся между собой по степени поражения и локализации.

Факторы риска нарушения кровообращения сосудов головного мозга:

  • зрелый возраст;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • хроническое нервное перенапряжение;
  • вредные привычки;
  • избыточный вес;
  • сахарный диабет;
  • генетическая предрасположенность.

Степень нарушения речи после перенесенного инсульта зависит от скорости оказания неотложной помощи.

Поражение речевого центра приводит к потере речи: афазии или дизартрии. В первом случае больной не может произносить даже простые фразы. Он теряет способность распознавания речи, понимая только отдельные звуки. При дизартрии отмечаются изменения фонематического произношения слов и звуков. Человек понимает, о чем говорят окружающие люди, но не может правильно сказать или прочитать текст.

Как проходит процесс восстановления

После инсульта важно знать, как восстановить речь. Если заняться всеми необходимыми упражнениями в первые месяцы после нарушения кровообращения, то риски осложнений будут минимальными. Больному останется лишь регулярно тренироваться и следовать инструкциям лечащего врача. Тогда он сможет добиться полного восстановления речевой функции.

После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.

Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится. Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.

Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:

  1. Первые три месяца — повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
  2. Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.Как восстановить речь после инсульта
  3. Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
  4. Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Нервные клетки человека не умеют размножаться. Но оставшиеся живые нейроны могут образовывать между собою новые связи, за счет чего происходит восстановление различных мозговых функций. Для этого необходимо:

  • ежедневно заставлять работать зоны мозга, которые находятся по соседству с очагом некроза;
  • улучшить качественное кровоснабжение центральной нервной системы;
  • устранить генерацию дополнительных хаотических импульсов, возникающих в головном мозге при стрессе.

Логопед

Заставить работать мозг можно целенаправленно (выполняя логопедические упражнения, лицевую гимнастику) или естественным путем (говорить, слушать, читать, писать). Эта часть работы курируется специалистом. Восстановлением речи занимается логопед, от пациента требуется соблюдать его рекомендации.

Для улучшения кровоснабжения больному назначают препараты, уменьшающие вязкость крови, понижающие давление, способствующие регенерации нервных клеток.

Научить пациента бороться со стрессом, страхом, тревогами – задача психолога. А вот за создание благоприятного психологического микроклимата вокруг больного отвечает семья.

Первичная диагностика

— Внезапная слабость, головокружение, человек не может показать язык или язык отклоняется в сторону. Не может повторить простые предложения, ответить на простые вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою маму? Где мы сейчас находимся? Если попросить улыбнуться, съезжает один из уголков рта, получается искривленная улыбка. Еще один критерий — если попросить поднять руки вверх, рука с пораженной части тела окажется ниже другой.

— Во-первых, история заболевания, если она имеется. Часто бывает, что ничего нет. Это в основном, люди более молодого возраста. У пожилых есть медицинская карта, соответственно, там есть данные об измерении давления. Проверяется соматическое состояние больного. Сейчас это уже обычная практика, даже приезжая по скорой, врачи обязаны сделать электрокардиограмму на месте.

В больнице будет сделан анализ крови, ультразвуковое исследование сосудов. Это может быть и дуплексная, и ультразвуковая допплерография, рентгеновское обследование, которое также делается при поступлении любого больного. В особых случаях делается спино-мозговая пункция и исследование спино-мозговой жидкости. Это делается при подозрении на воспалительную природу заболевания.

Упражнения для разработки мышц

Кроме занятий с логопедом, родственникам нужно общаться с человеком. Важное значение для реабилитации речи и общего состояния играет эмоциональный настрой больного. Необходимо всячески поддерживать его, оказывая моральную помощь. Запаситесь терпением, сроки восстановления индивидуальны для каждого человека. Не обращайтесь с родственником, как с больным, будьте внимательными. Избегайте лишнего шума, не допускайте раздражения и переутомления.

Другие рекомендации:

  • Постепенно усложняйте упражнения, не торопитесь.
  • Хвалите, не критикуйте, это придаст уверенности больному.
  • Не допускайте переутомления, меняйте виды деятельности, чтобы разнообразить его досуг.

При подборе скороговорок также руководствуются принципом от простого к сложному: постепенно добавляют по 1-2 звука. В противном случае возникнет перегрузка речевого аппарата.

Например:

  • «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была».
  • «Пошла Поля полоть в поле».
  • «Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели».

Также можно читать детские стихотворения, прибаутки, считалки. Перед началом терапии нарушений речи при инсульте логопед оценивает состояние больного, определяя степень речевой дисфункции. Возможны групповые и индивидуальные занятия со специалистом. Дополнительно для восстановления речи могут использоваться специальные программы, установленные на телефон или компьютер с понятным интерфейсом.

Физиотерапевтические методы заключаются в электростимуляции речевых мышечных тканей. Чаще применяются при моторном типе афазии. Иглорефлексотерапия восстанавливает артикуляцию. Функциональное биоуправление визуально воздействует на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с дезориентацией и другими психическими отклонениями.

Также следует обратить внимание на режим дня больного, рацион его питания. Если человек не встает с постели, следует регулярно заниматься с ним лечебной физкультурой. Чтобы избежать осложнения простудных заболеваний, потребуется выполнение дыхательной гимнастики для улучшения работы органов дыхательной системы. Возможно, потребуется приобрести противопролежневый матрас.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Как восстановить речь после инсульта

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.

Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.

Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы — например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.

При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.

Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.

Попытки самостоятельных упражнений — это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.

Движение и речь

— Помимо нарушения движения, самое главное, что распадается, ущемляется, нарушается при инсульте, — речь, функция, которая делает каждого из нас человеко. То есть, возникает афазия. Видов афазий несколько, и у каждого несколько степеней нарушения. На самом деле, это очень серьезный фактор, для больного, пожалуй, основной.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Специальные уроки с логопедом после инсульта являются важнейшей составляющей лечения. Начать посещать специалиста нужно сразу после определения типа нарушений речи. Чем раньше больной начнет тренировать способность полноценно говорить, тем больше шансов добиться желаемого результата. Все занятия делятся на 2 этапа.

Первый этап

Занятия на первом этапе направлены на восстановление элементарных речевых функций. Он применим как для взрослых, так и для детей. Если пациент страдает от легкой афазии, то первый этап может проходить в укороченном виде. Он подразумевает применение следующих практических занятий:

  1. Разговор логопеда с пациентом, вынуждение восприятия информации. Для этого специалист говорит на различные темы, заставляя больного понять речь.
  2. Постановка вопросов, требующих развернутого ответа. Врач задает больному особый вопрос, в котором отсутствует возможность ответа только утвердительным или отрицательным жестом.
  3. Распознавание фотографий. Пациенту показывают фото с предметами или знакомыми людьми, а он должен назвать, что именно видит.
  4. Зачитывание букв или цифр. Больному показывают числовые или буквенные ряды, где элементы расположены без какого-либо упорядочивания. Его задача заключается в зачитывании того, что он видит.
  5. Письмо и чтение. При незначительных нарушениях речи больному предлагается писать фразы или предложения, а также читать заготовленные тексты вслух.

Если занятия приносят плохой результат, то они могут проводиться повторно в более упрощенной форме.

Второй этап

На втором этапе больному предлагается более сложный комплекс заданий. Очень важно исключить излишнюю нагрузку, т.к. она может снизить результативность занятий. Поэтому логопед должен внимательно следить за состоянием пациента и давать ему время для отдыха.

Упражнения:

  1. Восстановление связи между словами и образами. Для этого пациенту дают усложненные задания, подобные упражнениям из первого этапа. Также его просят составлять рассказы на основе связанных картинок, работать над интонацией, пересказывать тексты, а также самостоятельно читать и писать небольшие сочинения или письма.
  2. Распознавание речи. Больной должен классифицировать услышанные слова по определенным признакам, выполнять инструкции, выраженные сложными предложениями, импровизировать на любую тему, стремиться к эталонной речи.
  3. Коррекция артикуляции и произношения. Проработка шаблонных фраз, попытка максимально четкого произношения фраз, развитие интонации и навыка окрашивания речи, устная реализация всех мыслей.
  4. Восстановление основных способностей. Чтение книг или писем, анализ прочитанного, проработка узнавания букв с цифрами, написание больших сочинений с постепенным повышением сложности задач.

Для полного восстановления может потребоваться проведение большого количества занятий с логопедом. Если стал заметен прогресс, то прекращать уроки со специалистом нельзя, т.к. следует добиться максимального результата, а также закрепить его, чтобы речевые навыки не начали вновь ухудшаться.

По мнению специалистов, первые 6 месяцев после кризиса считаются более плодотворными в восстановлении речевых функций. Но это не означает, что в это время способность говорить вернется без помощи врачей, усилий со стороны больного.

ОНМК по геморрагическому и ишемическому типу

Как восстановить речь после инсульта:

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Иглоукалывание

Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции

Логопед — первый специалист, необходимый больному. Не менее важен логопед и родственникам — врач пояснит ситуацию, составит план действий по восстановлению речевых функций и просто поможет сориентироваться людям, которые сталкиваются с кровоизлиянием в мозг. Далеко не все вынужденные ответственные за больного знают, что после инсульта у взрослых людей практически всегда возникает речевое нарушение, которое называется асфазией, диспраксией или дизартрией.

Способов восстановить речь после инсульта, помимо основных и обязательных, существует ещё очень много — используют их обычно по мере наличия у родственников дополнительных средств.

Как восстановить речь после инсульта

Самые популярные дополнительные методы лечения:

  • музыкотерапия (аудиотерапия) — музыкальные сеансы для пациента, оказывающие благотворное воздействие на большинство отделов мозга;
  • лицевая рефлексотерапия — разновидность массажа лица восточного происхождения, при котором массажистом задеваются важные нервные пучки и мышечные точки на лице, что способствует улучшению артикуляции;Как восстановить речь после инсульта
  • лечение стволовыми клетками — крайне дорогой метод, подразумевающий вживление клеток на место уничтоженных кровоизлиянием;
  • массажи — любой лицевой массаж (иногда в сочетании со стандартным для восстановления уже двигательной функции) будет полезен больному, но только от профессионала или под его руководством;
  • иглорефлексотерапия — метод, который может подойти не всем, но в целом доказано, что иглоукалывание улучшает кровообращение, что поможет больному быстрее восстановит контроль над мышцами лица.

Ни один из приведённых выше методов не может повредить пациенту после инсульта — родственники могут использовать их в той мере, в которой посчитают нужным.

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед узкой специализации – врач-афазиолог. Обычно он посещает пациента через несколько дней после перевода в общую палату. Во время первого визита афазиолог проводит диагностику нарушений, определяет приоритетные направления терапии, старается установить контакт с пациентом, завязав простой диалог. Как правило, он очень короткий – до 7 минут.

Программа занятий подбирается с учетом типа неврологического дефицита. При нарушении артикуляции, проблемах с произношением пациенты делают лицевую гимнастику, учатся произносить простые, сложные слоги, складывать из них слова. Часто людей, которые не могут разговориться, просят произносить слова на распев или просто петь. Заканчивается каждый сеанс специфическим массажем, когда логопед специальной лопаточкой стимулирует речевые зоны пациента.

Сенсорные расстройства требуют изучения языка заново. Больному показывают карточки с различными предметами, произносят их названия. Задача пациента их повторять, распознавать на слух.

По мере улучшения продолжительность занятий увеличивается до 15, а затем 30-40 минут. При хорошем начальном результате от простых упражнений переходят к более сложным. Например, начинают разучивать с пациентами скороговорки, стихотворения, читают, пишут простые предложения или проводят диктанты.

После выписки большинство больных продолжают посещать логопеда, но уже в плановом порядке – раз/неделю, несколько недель или раз/месяц. На приеме доктор проверяет текущее состояние речевых функций, корректирует план домашних занятий.

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Семантическая афазия

— Для этих больных свойственно нарушение в виде импрессивного аграмматизма — нарушается способность понимать сложные логико-грамматические конструкции. «Покажи очками стакан, а пальцем мышку». Вот отдельно каждый из предметов человек знает, а показать… Больной может даже сказать: «Доктор, я Вас подведу, я знаю, что Вы хотите, но я не знаю, как это сделать».

В русском языке очень важны эти лексико-грамматические связи. Очень много падежей — шесть, в отличие от немецкого, там четыре. И в сочетании падежа нам нужно знать еще и родовые окончания — «я вижу Петьку, я вижу кота, бегемота, я вижу дверь». И нужно выбирать эти окончания. И если человек не понимает эти окончания, он не сможет ориентироваться.

Во фразовой речи основными деталями, связывающими слова в единое целое, служат грамматические элементы слов, а именно окончания. Основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной.  Плюс понимание предлогов. Так как мы работаем с детьми, для нас это очень понятно.

Я вас отсылаю к образовательной программе по неврологии — канал NeorologyMoniki, я взяла оттуда видео. Захотите — посмотрите сами.

У больного, чей клинический случай мы будем сейчас рассматривать, следующие клинические проявления. Импрессивный аграмматизм  — трудности понимания лексико-грамматических оборотов. Симультанная агнозия — трудности объединения деталей в один сюжет. Стереогноз — это ощупывание. Апроксия. Праксис — это целенаправленное движение.

Это просто движение, например, просто ходьба. А это, например, сделай колечко. И каждый из вас сделает. Либо переключи колечко с пальчика на пальчик. Если ребенок, например, с ДЦП, или, в данном случае, пациент с афазией после инсульта, он не сможет выполнить позу, не попадает в нее. Это касается мелкой моторики.

Это касается общего праксиса. И это касается артикуляционного праксиса. Сейчас у меня занимается девочка, ей очень трудно удержать язык за верхними зубами. Ну, что тут сложного? А вот трудно. Язык хочет собраться вкомочек, иголочку и никак не распластывается. И мы «месим тесто», распластываем язычок. Вот что такое апраксия. И первичная акалькулия — нарушение счетных операций. Смотрим больного.

План реабилитации

00:29:38 — 00:33:42 видеофрагмент

  • Восстановление возможности определения причинно-следственных связей событий. «В комнате появилась елка, потому что скоро» — каждый знает, что нужно добавить.
  • Дифференциация предложно-падежных конструкций.
  • Решение логических и математических задач. Объяснение стойких речевых выражений. Стойкие речевые выражения — обороты, которые мы употребляем в речи. И особая статья — это пословицы, они часто трактуются сложно.
  • Установление логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте. «Маша ела каша» — я правильно сказала или нет? Больной должен сказать, что нет, потому что там другая форма падежа.

— Система мероприятий, которая направлена на преодоление дефекта. Массаж — конечно, лечебный, если есть к нему показания. Долгое лежание — всегда атрофия мышц, поэтому обязательно нужны массажи. Если больной сильно травмирован, массаж будет под вопросом.

Лечебная физкультура. В принципе, даже на ранней стадии, пока больной еще слабый, с ним делают легкие упражнения, чтобы делать легочный дренаж. Есть, например, крупный федеральный Центр патологии речи – шикарный, там закуплены приборы для лечебной физкультуры, даже космические костюмы, чтобы пациенты могли двигаться.

Логопедические занятия. Работа с речью и лечебная физкультура играют главную роль.

Привлекать других специалистов. Психологов. Психологическое состояние, как мы видим по видеофрагментам, сложное, нужен психолог.

Как восстановить речь после инсульта

Наряду с основной задачей реабилитации — восстановление функций – должна происходит социальная и психологическая реадаптация. Это исключение постинсультных осложнений.

При легких формах инсульта восстановить речь удается за месяц. Более тяжелые расстройства требуют от нескольких месяцев до 2 лет упорного труда. Результат реабилитации может быть различным. Тяжелее всего убираются нарушения, вызванные сенсорной афазией.

Наилучший прогноз имеют люди с (1):

  • незначительным проявлением нарушений;
  • высшим образованием;
  • небольшой площадью поражения;
  • геморрагическим характером инсульта;
  • молодого возраста.

Полнота, качество реабилитации также существенно влияет на результат. Наилучшего эффекта можно добиться ранним началом реабилитационных процедур, поскольку большинство пациентов делают максимальные успехи в первые 6 месяцев после перенесенного удара. Поэтому лечение начинают еще в острую фазу инсульта (первые 2-3 недели после приступа).

Другие важные параметры реабилитации – частота, интенсивность занятий. По оценкам врачей эти два показателя гораздо сильнее влияют на прогноз, чем метод логопедической коррекции (1).

Основной курс лечения задает логопед. Ведь подбор упражнений, техник, определение типа афазии требует специальных знаний, опыта. Без них легко не рассчитать нагрузку, потерять самое эффективное для восстановления время.

Задачи домашней реабилитации:

  • Поддерживать близкого. Во время реабилитации большинство пациентов переживают эмоциональный упадок. Плохое настроение усугубляется социальной изоляцией, физическими страданиями, зависимостью от других, медленным прогрессом. Ваша поддержка, одобрение помогут больному преодолеть этот сложный период, не бросить начатое.
  • Выполнять комплексы упражнений, назначенных логопедом. Регулярность, полнота занятий, качество выполнения заданий – предпосылки хорошего результата. Напоминайте своим близким о необходимости тренировок, мотивируйте их к выполнению.
  • Прием, контроль приема лекарственных препаратов. Нарушения памяти, способности к фокусировке – самые распространенные последствия инсульта. Из-за них многие пациенты забывают принимать лекарства. Будет здорово, если кто-то из домашних смог бы напоминать об этом.

Выполняя упражнения самостоятельно, соблюдайте следующие рекомендации:

  • сфокусируйтесь на текущем задании;
  • во время занятий вас ничего не должно отвлекать. Позаботьтесь чтобы все нужное, включая воду, вспомогательные предметы было под рукой;
  • не спешите;
  • не ленитесь, но и не забывайте о перерывах.

Восстановление после инсульта

При нарушениях речи очень важно соблюдать базовые правила:

  • Разговаривать с пациентом, даже если он не реагирует на обращения. Процесс стимулирует работу клеток мозга, отвечающих за восприятие речи. Это помогает также активизировать нейроны, участвующие в ее воспроизведении.
  • Не переутомляйте больного излишним вниманием, постоянными тренировками. Даже самые простые действия, упражнения требуют от него приложения немалого количества усилий. Поэтому важно соблюдать баланс между работой, отдыхом.
  • Подбадривайте близкого, радуйтесь его успехам. Это будет вдохновлять его на дальнейшую работу. Никогда не произносите в присутствии больного того, чего он не должен услышать.
  • Разговаривайте спокойным доброжелательным тоном, четко и медленно. Если нужно повторить – повторите.
  • Напоминайте близкому о необходимости говорить медленно, максимально четко. В случае неудачи – предложите сделать паузу. Через 2-3 минуты попросите повторить сказанное.
  • Предлагайте больному пропеть сложные слова, когда возникают трудности с их произношением.
  • Избегайте сложных речевых конструкций, лексики. Предложения должны быть короткими, емкими.
  • Ожидайте обратной реакции. Многие люди, пережившие инсульт, отвечают с опозданием. Такая пауза иногда длиться до 30 секунд.
  • Сопровождайте свои слова иллюстрациями. Указывайте на предметы, о которых говорите, показывайте фотографии событий.
  • Смену темы разговора осуществляйте постепенно.
  • Просите близкого повторить вам непонятные фрагменты слов.

Лечение ишемического кризиса стволовыми клетками

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии.

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта. Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков.

кредит

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся. При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно.

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному. Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации.

Разработкой плана лечения должен заниматься квалифицированный врач. Только так удастся добиться значительного результата за короткий срок. Когда больной будет выписан из больницы, ему назначат прием специальных медикаментов и прохождение процедур, направленных на восстановление речи и здоровья. Терапия должна быть комплексной, при этом в ней важно участие родственников больного, т.к. поддержка близких имеет очень большое значение для реабилитации.

В современной медицине нет специальных препаратов, которые помогали бы возвращаться речевой функции при лечении таблетками. Тем не менее врачи очень часто назначают больным препараты, направленные на улучшение кровотока. Они нормализуют работу всех нервных окончаний, что положительно сказывается на способности произносить слова. При правильном их употреблении проблемы начинают постепенно пропадать, а четкость и громкость голоса повышаются.

Дополнительно могут назначить лекарства для стимуляции работы мозга, которые также укрепляют память и повышают внимание. Все это приводит к значительному улучшению здоровья. Однако этого недостаточно, чтобы полностью вернуть речь человеку.

Наиболее популярные препараты:

  • «Семакс»;
  • «Церетон»;
  • «Цераксон»;
  • «Мексидол»;
  • «Нейромидин».

Указанные лекарственные средства могут заменяться аналогичными, а также дополняться другими препаратами. Необходимость их приема определяется лечащим врачом.

Народные методы

Для избавления от заторможенности речи и ее нормализации могут применяться народные средства. Наиболее эффективны отвары из шишек, ягод калины, можжевельника, чабреца, а также шалфея. Готовить их нужно путем заваривания в кипятке и настаивания в течение 20-30 минут. Восстановление речи после инсульта в домашних условиях такими средствами должно быть осторожным, т.к. некоторые люди могут столкнуться с негативными последствиями, связанными с индивидуальной непереносимостью компонентов отвара.

Также допускается заваривание более сложных напитков. Они улучшают состояние больного и помогают в лечении утраты речевых функций. Эффективны следующие смеси:

  1. Листья подорожника, тысячелистника, зверобоя.
  2. Агримония, календула, плоды шиповника.
  3. Грецкий орех, ягоды земляники, листья очанки.

Перед приемом подобных напитков рекомендуется проконсультироваться с доктором, чтобы добиться максимального эффекта и избежать неприятных последствий.

Другие методы

Лечить афазию можно не только с помощью медикаментозных и народных средств. Хорошие результаты показывают также другие методы. Целесообразность их применения определяется индивидуально. Большинству пациентов назначают хотя бы один из них.

Популярные методы:

  • Лечебная физкультура. Помогает при параличе мышц, ответственных за речевые функции. В большинстве случаев ЛФК показывает высочайшую эффективность.
  • Физиотерапия. Массаж помогает расслабить мышечные ткани и улучшить кровоток, что важно после инсульта.
  • Иглоукалывание. Такой метод применяется при коррекции артикуляции и нормализации речи. Особенно эффективно при моторном типе афазии.
  • Функциональное биоуправление. Метод показывает хорошие результаты по улучшению речевых функций и заключается в визуальном контроле мышечных тканей, связанных с произношением слов.
  • Работа с психотерапевтом. Занятия со специалистом помогают быстро нормализовать состояние психики, что очень важно при восстановлении после инсульта, которое сопровождается афазией.
  • Хирургическое вмешательство. Операции для восстановления речи проводятся очень редко. Их целью является соединение речевого центра со здоровым участком мозга. Но речь у больного после этого остается невнятной и прерывистой, что делает способ менее популярным.

Особенно важны для лечения афазии специальные занятия с логопедом и выполнение домашних упражнений. Они позволяют восстановиться максимально быстро без каких-либо осложнений.

Акустико-гностическая афазия

— Обусловлена угнетением функционирования средней височной области коры головного мозга левого полушария. В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая афазия, отсутствие восприятия на слух. Человек слышит, но не понимает, теряется способность дифференцировать фонемы. В русском языке существуют бинарные позиции. Их много.

По глухости и звонкости. Твердости — мягкости. Шипящие — свистящие. И сонора. По глухости — звонкости «б-п, г-к, з-с, в-ф, т-д, ж-ш». Мягкости –твердости. Есть «бочка-почка», «мишка-миска», «рак-лак» и так далее. Эти слова имеют смысл только тогда, когда больной слышит, понимает, распознает близкие по звучанию, по звуковым характеристикам слова. Если нет, то и не понимает.

Но здесь вмешивается другой фактор. Допустим больной может услышать слово. Например, слово «стакана». Тут много звуков, оно может прозвучать как «сдакан». Вообще смысл поменяется, понимаете? Больной не улавливает смысл из-за того, что не распознает близкие по звучанию фонемы. Пример из работы с детьми.

У нас много детей с нарушением сенсорной обработки. Родители говорят: «Вы знаете, ведь он же многое понимает! Когда ему четко говорят «нет» — он останавливается». Слово «нет» четкое по структуре и короткое по длине. А когда это обычный разговор, то ребенок не откликается. Он может откликнуться на свое имя, но в основном, не откликается. Почему?

Возникает еще феномен отчуждения смысла слова: слово знает, а что обозначает это слово, не понимает. Оно становится чужим — расслаивается звуковая оболочка слова, которая обозначает конкретный предмет. У таких больных очень часто наблюдается логорея. Они все время говорят, говорят, говорят. А что говорят — непонятно.

Клинические проявления — примеры

— Акустические агнозии — не воспринимает на слух. Отсюда ошибки осмысления того, что предлагается на слух. Вербальные замены, парафазии. Речевая витиеватость — говорит вычурно. И логорея — то есть, лишние, ненужные совершенно в речи слова.

Психологическая поддержка при реабилитации

00:41:11 — 00:41:33  видеофрагмент

Не понимает бабушка простейшие инструкции, рот она не открыла. Руку, в общем, с трудом, при большом количестве повторов, подняла. Отмечаются выраженные ошибки осмысления. Человек долго обдумывает, что ему хотят сказать.

План реабилитации больной

  • Восстановление простейших речевых инструкций.
  • Работать над пониманием ситуативной речи — «здесь и сейчас».
  • Восстанавливать предметную отнесенность слова. Вот слово стакан, под него подписывают слово.
  • Работа по глобальному чтению — не складывать аналитико-синтетические слоги, а читать сразу слово целиком.
  • Восстанавливать возможность понимания смысловых искажений. То есть, объяснять искажение больному.

Другая больная, другая степень нарушения, чуть легче.

00:42:35 — 00:43:11 видеофрагмент

Критичность сохраняется. Она понимает, что у нее не получается, как и многие больные, и сильно переживает.  Поэтому снимать на камеру таких больных очень трудно. «Вы нас снимаете, я не могу». Возвращаясь к фрагменту — здесь ошибки осмысления, наблюдается поиск слова и очень ярко продемонстрировано нарушение фонематического восприятия. То есть, непопадание вообще в слова, которые давал инструктор.

С больной нужно восстанавливать фонематическое восприятие (дифференцировать слова с оппозиционными фонемами). То, о чем я говорила — «бочка-почка», «миска-мишка». По всем бинарным оппозициям. По глухости и звонкости. Твердости — мягкости. Шипящие — свистящие. И сонора. Восстанавливать возможность аналитического чтения. То есть начинаем с глобального чтения и переходим к аналитико-синтетическому, слогами.

Работать над пониманием семантики слова. То есть, воспринимать омофоны, омографы, омонимы, синонимы, антонимы. Это очень сложная работа – вы в положении иностранца, который учит наш сложно устроенный язык. Мне рассказывали однажды, как иностранцы пытались написать записку консержке в отеле, что нужно выбросить мусор: «Опустите отходы в недра земли». Только представьте себе, как это все непросто.

Акустико-мнестическая афазия

— В отличие от акустико-сенсорного нарушения, акустический дефект проявляется здесь не в сфере самого фонематического анализа, а в сфере мнестической деятельности — больные теряют возможность удержать в памяти воспринятую на слух информацию. То есть, вы просите повторить фразу, и больной не может ее повторить.

Стоимость программ реабилитации после инсульта

Давайте попроще дам пример. Дети в школе. Сейчас детей очень плохо научили не запоминать целыми предложениями. Если учительница диктует предложение по словам, то дети через каждое слово поднимают лицо. То есть, я вот всегда говорю — приучайте детей запоминать целиком предложения, тренируйте этот мнезис, тренируйте эту память. Начинайте с двух слов, три дальше, четыре, пять. Ну, и достаточно, в принципе.

Для больных удержать слова на слух в памяти очень трудно из-за слабости акустических следов, потому что поражается именно отдел коры головного мозга. Сужается объем запоминания. Эти дефекты приводят к трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти, когда нужно удержать сюжет, чтобы потом перейти к следующему.

«Муравей пошел купаться и упал. Дальше  — нашел ветку». Никто никого не нашел. Ну, допустим. «Нашел ветку и взобрался на нее». Но ведь сюжет идет дальше. Когда пришло время голубке попасть в опасность, помните? Голубка попала в сети, и охотник хотел ее поймать. Муравей залез по ноге, укусил его. Охотник вскрикнул, выронил сеть и голубка улетела.

00:50:50 —  00:51:48  видеофрагмент

  • Многочисленные повторы
  • Характерен поиск слов, но не получается их найти.
  • Отсутствуют повторные моторные трудности. То есть, говорит своими словами достаточно хорошо, сохранная письменная речь. То есть, опирается на графическое изображение самого слова.
  • Присутствует симптом отчуждения значения слова. То есть, повторение правильно, но не воспринимает сразу это слово. Было уже слово, и опять он ушел к предыдущему слову, когда «платок» нужно было сказать, а он все время «помощь» возвращал. В этом сложность у больного.

Поэтапная работа по восстановлению речи.

1 этап. Восстановление предметной соотнесенности слова.

  • Показывать предметные картинки и раскладывать под ними подписи.
  • Объяснять функциональное назначение предмета. В принципе, сейчас есть все эти пиктограммы — для чего нужен стакан, для чего нужен карандаш, для чего нужен кран, бытовые предметы, все нужно объяснять.
  • Работать над схемой тела. Показывать по инструкции части тела у себя и на картинке. Потому, что это навыки самообслуживания. Естественно, очень нам нужные.

2 этап. Восстановление ситуативно-обусловленной речи

  • Выполнять серии речевых инструкций — возьмите со стола руку, положите на тетрадь и отодвиньте стул. Это очень сложно больному, он путается.
  • Умение заполнять анкету. Потому что в анкете разные простые вопросы и на них больной должен отвечать.
  • Показывать предметы в комнате. Покажите, где стул, покажите, где окно, кровать и так далее.
  • Проводить ситуативную беседу. В основном, бытовые беседы на бытовые темы.

3 этап. Расширение объема слухо-речевой памяти.

  • Отгадывание кроссвордов.
  • Запоминать адреса, номера телефонов, вымышленных героев.
  • Составлять рассказы.
  • Пересказывать рассказы.

Продолжительность занятий

Второй этап

Профессиональный медицинский уход

Дополнительно каждый больной должен заниматься дома самостоятельно. Это поможет ускорить процесс реабилитации. Некоторые врачи выдают пациентам специальную методичку, где описаны все основные упражнения для домашней гимнастики, которые следует выполнять каждый день. Если ее не выдали, то это не означает, что нужно отказаться от домашней тренировки.

Одиночные занятия

Добиться успеха можно без помощи других людей. Достаточно выполнять следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Вытянуть губы трубочкой на 7 секунд.
  2. Стараться свернуть язык трубочкой, повторять многократно до сильной усталости.
  3. Открыв рот, высунуть язык, потянуться им максимально высоко на 5 секунд. Желательно вместе с этим вытягивать шею.
  4. Потянуться языком до носа, а потом до подбородка.
  5. С закрытым ртом постараться дотянуться языком до горла, делать максимально долго.
  6. Водить языком от одного края рта к другому. Делать это с разной скоростью.
  7. Выдвинуть нижнюю челюсть, захватив ею верхнюю губу, на 3 секунды. Повторить то же самое с верхней челюстью и нижней губой.
  8. Приоткрыть рот, соединив губы вместе, водить языком по верхнему ряду зубов, затем повторить с нижним, а также с губами.
  9. Улыбнуться, показав зубы, затем спрятать их губами, продолжая держать улыбку.
  10. Многократно чмокать, словно посылая воздушный поцелуй.
  11. Цокать языком, стараясь постепенно увеличить скорость до предела.
  12. Вытянув язык, долго шипеть.

Упражнения следует делать по 5-10 подходов, если не указано иное. Иногда количество повторений можно увеличивать на свое усмотрение, но не следует забывать о важности отдыха.

Совместные занятия

Дополнительно следует включить в список домашних упражнений специальные тренировки, предусматривающие помощь близких. Они также очень эффективны, поэтому отказываться от их выполнения не рекомендуется.

Что можно сделать с посторонней помощью:

  1. Помощник произносит фразу, обрывая ее на полуслове. Больной должен правильно завершить слово. Начинать следует с удаления одного слога, а потом усложнять задачу.
  2. Оба человека тихим голосом поют. Начинает помощник, ограничивая громкость голоса, затем больной присоединяется к пению.
  3. Больной зачитывает скороговорки своему помощнику. Постепенно их нужно обязательно усложнять, но начинать следует с максимально простых вариантов.

Также больной может самостоятельно читать книги или писать короткие сочинения, если его речевые навыки позволяют это сделать. Дополнительно следует выполнять домашние упражнения, которые посоветует логопед.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как “том — дом”, “точка — почка” и т. п.

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Афферетно-моторная афазия

— 40 и 7 поле по Бродману. Нарушение кинетической ориентации произвольных оральных движений. Кинестезия — это ощущение позы. Позы двух этих пальцев, поза широкого языка, позы за зубами, позы оскала или трубочки. Это — ощущение позы, когда мы говорим больному — «сделайте это». Вот у этих больных нарушается эта возможность.

Причем непроизвольное движение — облизать губы или слизать варенье с ложки — они могут выполнить. Но тем не менее есть проблемы с движением языком, губами и другими органами артикуляции. Распадаются отдельные артикуляционные позы и отсутствует артикулированная речь. То есть, человек не может попасть в определенную артикуляционную позу.

  • Оральная апраксия
  • Артикуляционная апраксия
  • Речевой эмбол — повторение какого-то слова. Хорошо, если это будет нормативная лексика.
  • Нарушение устной речи
  • Нарушение письменной речи. Грубые нарушения, потому что это лоб.

Ну, вот такая больная Е***

00:59:34 — 00:59:59   видеофрагмент

Спонтанная речь, как таковая, отсутствует. Речевой эмбол «оны» выступает при любой попытке общения. Называние и повторение значительно затруднено. Повторить за экспериментатором, за врачом она не смогла.

План реабилитации.

  • Растормаживание ситуативной речи.
  • Выделение первых артикулем и графем в словах, потому что здесь нужно будет работать и с письмом и с письменной речью.
  • Анализ звуко-буквенного состава — какой первый, какой второй и так далее здесь звук или буква.
  • Формирование устной развернутой речи.

01:01:02 — 01:01:49  видеофрагмент

Вот смотрите, слово «ведь» не трудное же было? Не повторила. А «провинциальная» — как хорошо! То есть, видимо, с ней много занимались, и сопряженная речь пошла.

Как восстановить речь после инсульта

Вот другой больной А***

01:02:15 — 01:03:07   видеофрагмент

Ну, вот. Он в таком достаточно остром еще периоде, очень все сложно. А значит, он помощь не получал.

  • Орально-артикуляционный процесс — вообще не включается в позу, не может повторить ничего.
  • Автоматизированная речь в состоянии распада. То есть, сам он говорить не может.
  • Затруднены процессы названия и повторения. Даже отказ от того, чтобы повторить.

План реабилитации

  • Сопряженно-отраженное проговаривание стойких речевых конструкций. Стойкие — имеется в виду то, что пригодится в быту.
  • Стимулирование глобального чтения. Если он начнет читать, откроется окно в мир, будет проще.
  • Растормаживание ситуативной речи. По ситуации человеку проще говорить, когда есть тематика, близкая больному.

Ну, вот, пожалуйста, один больной, ни этот, так пишет, — образец письма, что тоже распадается, видите? Обводки, тремор у руки, ну, естественно, красота самой буквы нарушается. А вот образец — после восстановления. Видите, уже не плохо. Пишет достаточно прилично. Давайте посмотрим этого больного А*** после восстановительного периода.

01:04:36 —  00:05:14  видеофрагмент

Как восстановить речь после инсульта

Вот, ну, все равно, трудности остались. Но большой молодец, правда? Выполнил все движения. Но как переживает! Машет рукой, что у него не получается.

Ну, вот вы поняли, что:

  • преодоление нарушения кинетического артикуляционного праксиса, чтоб он попадал в позу
  • преодоление аграфии и алексии
  • развитие вторичных нарушений понимания речи
  • восстановление развернутого устного и письменного высказывания.

Что можно предложить?

  • Глобальное сопряженное произнесение — она активно ему показывала, они все время произносят вместе.
  • Чтение автоматизированных речных рядов. То есть они читают слова.
  • Списывание и чтение про себя.
  • Зрительные диктанты и чтение вслух. Тут обычно подключается жена.
  • Запись под диктовку букв. «Муха — м, у, х, а».
  • Слуховой иммитационный прием вопроизведения доступных звуков.
  • По мере преодоления апраксии переходит к сопряженному и отраженному произнесению фраз.
  • По мере возникновения ситуативной речи переходит к восстановлению монологической речи.
  • Основные задачи — расширение словаря, предупреждение аграмизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи.

Эфферентно-моторная афазия

— Тоже лобная доля. 44 и 45 поле по Бродману. Лобные доли обеспечивают звуковое производство, плавную смену одного орального артикуляционного акта на другой. У детей с оральной апраксией при алалии не получается выговорить слово «пока» — они произносят «папа» либо «кака». То есть, речь упрощается. Нарушается кинетическая двигательная мелодия, как называл это Лурия.

При очаговых поражениях премоторной зоны возникает психологическая инертность артикуляционных актов, появляется персеверация, застревание. Персеверация— это повторение одного и того же. Неспособность свободному переключаться от одной артикуляционной зоны к другой. В результате, речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием, они повторяют одно и то же слово или даже часть фрагмента высказывания.

Как восстановить речь после инсульта

Клинические проявления:

  • Непроизвольные повторы слов и слогов.
  • Застревание на одних словах и слогах.
  • Аграмматизм — неправильное употребление правил грамматики.
  • Скандированная речь (как на параде).

01:09:22 —01:09: 43 — видеофрагмент

Трудности переключения с одного артикуляционного акта на другой. Повтор у него там был два раза. Два раза повторил слово, одно слово выпустил.

01:10:03 — 00:10: 53 видеофрагмент

  • Переводы текста из вертикального направления в горизонтальное.
  • Работа с аграмматизмом.
  • Восстанавливать структуру слова, смысла слова.
  • Сопряженно и отраженно проговаривать.
  • Работать над развернутой устной речью.

01:11:15 — 01: 11:32 видеофрагмент

Динамическая афазия

— Тоже лобное нарушение, невозможность войти в речь. Одно из самых сложных нарушений — речевой дефект, который проявляется, главным образом, в спонтанности. То есть, человек не может вообще начать речь, не может заговорить.

Существуют два вида афазии. Первый — нарушено речевое программирование, поэтому такие больные пользуются штампами. В принципе, изначально их и учат штампами говорить, как и детей.

Второй вариант — нарушение функций грамматического структурирования в речи больных данной группы, выраженный экспрессивный аграмматизм. Так называемый «телеграфный стиль». То есть, они могут говорить, но согласовывать слова не умеют.

Посмотрите, как трудно входит в речь больная.

01:14:02 — 01:17:02 видеофрагмент.

У больной средняя степень нарушения. Но спонтанная речь все равно отсутствует. Фразовая речь заменена номинациями. Глагольная слабость — никак не могла подобрать глагол. Переносный смысл не доступен — так и не смогла объяснить, что такое «водить за нос».

Задача — преодолеть внутреннее речевое программирование:

  • Создание программ высказывания с помощью внешних опор.
  • Повышение речевой инициативы.
  • Обучение планированию.

Что нужно делать, когда диагноз поставлен

  • Медикаментозное лечение. Больной строго следует тому, что назначает врач. Чаще всего в остром периоде больной попадает на две недели в больницу — там могут сделать исследование и нормализовать первое состояние.
  • Следующее — тромболическое лечение. Этот метод направлен на растворение тромба, который закупорил сосуд. Но, опять же, применять этот метод можно только в течение трех часов с начала развития признаков заболевания, чтобы избежать риска дальнейшего кровоизлияния. Вообще, одна из особенностей течения этой болезни — травмирование может быть многократным, поэтому уход должен быть тщательным. Например, если больной лежачий, нельзя чтобы скапливалась мокрота в горле, — нужны слюноотсосы. Давая питье, надо приподнимать пациента, чтобы в трахею не попадала влага — может развиться пневмония. Все это усугубляет состояние больного. И повторные инсульты, к сожалению, не редки.
  • Хирургическое лечение — оперативное лечение может быть выполнено у больных с инсультом мозжечка, например. При кровоизлиянии можно удалить гематому. А при инфаркте мозжечка — дренирование желудочковой системы мозга и, в ряде случаев, удаление некронизированного вещества.

Уход за больным с инсультом

— Помимо медикаментозного лечения, помимо ухода, который дает больница, большое значение для восстановления нарушенных функций имеет правильно организованный уход за больным, позволяющий нам предотвратить многие опасные осложнения.

  • Постельный режим.
  • Проветривание.
  • Сведение к минимуму риска воспаления легких, пневмонии.
  • Водный баланс. Сам больной не может следить — поить понемногу приподнимать.
  • Тщательный осмотр. Обязательно осматривать ноги, вены — они также могут привести к травмированию легочной артерии, тромбам.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Средства народной медицины при афазии

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Определенных рецептов восстановления речевых возможностей нет, но можно помочь человеческому организму, выполняя определенны рекомендации. А именно:

  1. На первоначальных этапах реабилитации необходимо соблюдать постельный режим.
  2. Вместо простого чая употреблять отвар из мяты, шалфея.
  3. На ночь стакан теплого молока.
  4. Большое количество лимонов поможет укрепить иммунитет.

Восстанавливается ли речь после ишемического или геморрагического кризиса, – интересует как пациентов, так и докторов.

Для лечения последствий инсульта применяются различные отвары на основе следующих трав:

  • шишек лесной ели либо сосны;
  • можжевельника;
  • красной калины;
  • лекарственного шалфея и полевого чабреца.

Помимо однокомпонентных отваров, используются и сложные сборы. В комплексную терапию афазии включают лекарственные чаи,  в состав которых входит:

  1. Зверобой, тысячелистник, полевой подорожник.
  2. Полевая земляника, очанка, скорлупа грецкого ореха.
  3. Шиповник, репешок, аптечная календула.

Быстрее всего восстановить речевые навыки помогает шалфей. Заварить и давать больному на протяжении дня маленькими порциями – по 4 глотка до 5 раз/день. Прежде чем принимать определенное средство следует проконсультироваться с неврологом, как восстановить речь после ишемического инсульта без возможных осложнений для здоровья.

Только комплексная терапия и согласованные действия докторов помогут человеку вернуться к полноценной жизни после перенесенного кризиса. Поддержка больного со стороны родственников, логопедов – обязательное условие грамотного лечения.

Как восстановить речь после инсульта

Инсульт – коварная и достаточно серьезная патология, последствием которой становится изменение артикуляции, речевых навыков. Вернуть утраченные функции можно только при условии системного подхода к лечению заболевания, систематических занятий. Скорость реабилитации зависит от множества факторов: вида афазии, объемов поражения головного мозга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о головных болях
Adblock detector